• Чт. Апр 18th, 2024

Свободная экономическая зона в Крыму. Почему все замедляется

Автор:nastya.miura

Янв 12, 2015 #Крым, #экономика

В конце сентября украинская и российская общественность узнала о законе, принятый Верховной Радой Украины и подписанный 4 сентября президентом страны Петром Порошенко. Этот законодательный акт, мягко говоря, заинтересовал очень многих экономистов, политологов и, конечно же, предпринимателей. Законом определяется новый статус Крыма, который теперь объявлен свободной экономической зоной (СЭЗ) на 10 лет. Основными краеугольными камнями закона можно назвать установление в Крыму свободной таможенной зоны, переход на расчеты с использованием валют отличных от гривны валют, новые правила налогообложения и взаимодействие нового закона с некоторыми другими законодательными актами, действующими на территории Крыма. Впрочем, обо всем по порядку.

Эксперты незамедлительно обратили внимание на то, что данным шагом Украина по сути узаконила оборот рубля в регионе и признала полное отсутствие контроля над территорией. Ксения Ляпина, одна из разработчиков законопроекта, объяснила позицию Рады информационной службе BBC в Украине тем, что легализация условий, при которых бизнес Крыма не платит налоги, является естественной ответной мерой на намерения Российских налоговиков пополнять казну страны за счет налоговых отчислений местного бизнеса. Сам законопроект появился на свет на фоне новых запретов ЕС на инвестиции в Крым и Севастополь.

Закон вызвал негативную реакцию среди жителей Украины, которые увидели в этом ослабление позиции официального Киева по отношению к аннексии Крыма, а также опасения некоторых экспертов в области экономики. Последние увидели в СЭЗ серьезную угрозу экономической стабильности региона, что вполне оправдано.

Нерешительность предпринимателей

Для крымских предпринимателей сложившаяся ситуация явно не представляется радужной. Бизнес оказался на перепутье с дорожными указателями, которые не сулят ничего хорошего: «направо пойдешь — нестабильная ситуация в Украине, налево пойдешь — налоги и сборы в России, тяжелые для среднего бизнеса». На данный момент в регионе зарегистрировано более 50 тысяч малых и средних предприятий, из них лишь около тысячи получили «российское гражданство». Нерешительность предпринимателей понять легко. Ситуация складывается странная и вводит большинство представителей бизнеса в ступор. С одной стороны, хочется побыстрее определиться со своим юридическим статусом и начать нормальную работу в условиях российского рынка. С другой стороны, СЭЗ позволяет вообще не платить налоги и занять выжидательную позицию.

В таких условиях любой выберет последнее. Торопиться с регистрацией предприятия в России нужды нет, никто никого не обязывает, а с уплатой налогов и пошлин можно и подождать. У бизнесменов есть выбор. Можно зарегистрировать компанию в России или же представить ее в качестве филиала зарубежной компании. Какое решение будет более выгодным, пока также не ясно. Как только бизнес разберется с неясностями и найдет оптимальное решение, волна перерегистраций захлестнет налоговые структуры, но пока этого можно не опасаться. Сейчас процессы регистрации и перерегистрации замедлились. Все стараются понять, что им делать после выпуска закона о СЭЗ.

Эта нерешительность вполне может выйти боком большинству предприятий, имеющим активы в Крыму и Украине. Если перейти под российскую юрисдикцию и при этом не ликвидировать предприятие в Украине, то начисленные там пени и штрафы могут вылиться в аресты имущества. С другой стороны, в скором времени можно ожидать ответные действия российского правительства, которое попросту запретит резидентам СЭЗ деятельность на территории полуострова.

Опасности для инвесторов

Вместе с СЭЗ возникла и другая неожиданная проблема, связана она с новым законопроектом о банкротстве, который принял Госсовет Крыма. По закону установлен новый порог задолженности, после которого кредитор может обратиться в суд с заявлением на должника. Этот порог составляет 100 тысяч рублей против почти полутора миллиона по законам Украины. Теперь процедура банкротства может быть формирована намного раньше и вполне может затронуть очень многих бизнесменов. Больший порог задолженности последовательно приводил к снижению банкротств в Украине с 2011 года. Назвать этот процесс положительным нельзя, но отказываться от подобной «поблажки» предприниматели станут едва ли.

По новому закону кризисный менеджмент назначается арбитражным судом из представленных кандидатов, что неприемлемо для многих инвесторов, которые предпочли бы назначить своего кризисного менеджера. Это существенно снижает инвестиционную привлекательность региона. Поток инвестиций на данный момент вообще сильно истощен из-за экономических санкций, которые ввел Совет ЕС, а новый закон о банкротстве на этом фоне еще более неприятен для регионального бизнеса. Это еще более важно с учетом потенциального увеличения количества банкротов на полуострове в ближайшие несколько лет из-за ужесточения законодательства.

Сами по себе инвестиции тоже находятся под вопросом. Банки и частные инвесторы не станут вкладывать деньги в компании, которые даже не определились со своим юридическим статусом. Вполне вероятна ситуация, когда компаниям просто запретят работать на территории Крыма в качестве резидентов СЭЗ, в этом случае многим компаниям придется переходить на российские правила делопроизводства, испытывать трудности переходного периода. Эффективность инвестиций в такой атмосфере вызывает закономерные сомнения со стороны обладателей капиталов, которые пока не видят в полуострове безопасной и стабильной площадки для размещения средств.

Банковская инфраструктура

Свободная экономическая зона в Крыму косвенно влияет и на темпы интеграции банковской инфраструктуры, которая еще целиком не завершена. Крупные банки не рвутся в Крым из-за международных санкций, средствами предпринимателей оперируют несколько банков, которые сейчас работают на территории Крыма. Вместе с перерегистрацией предприятий в России понадобиться открывать сотни и тысячи расчетных счетов в банках, которые едва справляются с наплывом средств от населения. В июле банки рапортовали об общей убыточности вкладов от населения из-за сверхвысокой ликвидности вкладов и невозможности оперативно размещать средства. Этот процесс естественным образом нормализуется в ближайшем будущем, но сейчас все еще имеет определенное влияние на общую ситуацию в Крыму.

Самим предпринимателям и местным жителям опасаться нечего. С другой стороны, банки получат дополнительный набор проблем в виде потока предпринимателей, желающих открыть расчетный счет в рублях в российском банке. Этот процесс лучше всего начать как можно раньше, чтобы финансовая обстановка быстрее стабилизировалась, но из-за СЭЗ и общей нерешительности бизнеса этот процесс также замер. В выигрыше не остается никто, а время идет.

Политические игры

Наивно полагать, что данный закон о создании в Крыму СЭЗ является компромиссом со стороны Украины. Конечно же, законопроект является лишь средством заявить свои права на территории, обосновать претензии и попутно «насолить» России. Странно, что появился закон после объявления намерений России создать в регионе особую экономическую зону с льготами для предпринимателей. Некоторые эксперты полагают, что будущая декада принесет много проблем в плане пересечения льгот и правил ведения бизнеса из-за объявления республики одновременно и СЭЗ, и ОЭЗ. Предпринимателям такая ситуация должна быть по нраву, можно будет выбирать льготы по своему вкусу. Другой вопрос, будет ли у них этот выбор?

Не все понимают и механизмы реализации льгот СЭЗ, которые представлены в виде уполномоченной управляющей компанией, деятельностью которой руководит частично КМУ (кабинет министров Украины), частично совет директоров. Проблема в том, что данному предприятию придется работать на территории чужой страны, подчиняться законам и налоговому кодексу этой страны. Насколько туманной выглядит перспектива этого предприятия в ближайшие 10 лет можно только догадываться. Неизвестны и ответные действия России, которые, несомненно, затронут всех участников бизнеса Крыма и Севастополя.

Хорошо или плохо

Закон предоставил предпринимателям и выбор. Разработан специальный механизм «эвакуации» бизнеса с территории полуострова на материковую Украину, который предусматривает возможность списания расходов на перемещение части материального имущества предприятия и перерегистрацию на Украине. Этот небольшой реверанс в сторону бизнесменов, сохранивших лояльность нестабильной Украине, можно не учитывать. Вряд ли найдется много желающих рисковать своим бизнесом в Крыму ради неясных пока преимуществ работы в Украине.

Для самих предпринимателей есть и очень хороший «луч света». Закон обеспечивает им возможность экспорта продукции в страны ЕС. Резиденты СЭЗ смогут обойти запрет Европейского Союза на продукцию крымского происхождения. Запреты были введены 25 июня и для некоторых бизнесменов стали серьезным ударом по благосостоянию. Для производителей продукции, которые зависят от поставок сырья из Украины и стран ЕС, новый закон также станет временным облегчением, ведь многие спорные вопросы касательно уплаты пошлин и делопроизводства с выходом законопроекта прояснились.

Это не делает закон о СЭЗ панацеей от всех бед. Действительно правовой статус компаний, которые еще пока не перерегистрировались в России, стал более понятным, многие предприниматели получили льготы, но интеграционные процессы в экономике региона это приостановит всерьез и надолго.

Автор: nastya.miura

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *