На лугах, огороженных белым штакетником, беззаботные лошади топчут низкие кусты. Мы едем вдоль загонов так долго, что кажется, будто по сторонам дороги кто-то поставил две бесконечно длинные изгороди. А за лугами снова видна вода. Когда въезжаешь на мост, пересекающий озеро Хьялмарен, понимаешь, как же ее много в Швеции. Часто берегов не видно, блестящая гладь тянется до самого горизонта, сливаясь вдали с таким же синим небом. Кажется, что пересекаешь море. Ощущение реальности возвращается лишь в небольших деревеньках, разбросанных вдоль дороги.
Здесь старомодные бензоколонки при продуктовых магазинах: работать они начинают одновременно, а вечером так же одновременно закрываются. Вокруг луга, поэтому деревни видны издалека. Устроены они одинаково: в центре церковь с островерхой колокольней, вокруг лепятся домики. Даже на узеньких дорожках, которые мы выбираем для путешествия, качество асфальта идеальное. Движения практически нет, транспорт попадается только легковой, и тот довольно редко.
Шлюз для зевак
Вы повторяете изгибы дороги, пока она не упирается в Готский канал. Здесь конец уединению, которое подарила нам первая половина маршрута. По каналу плывут многочисленные корабли, а вдоль его берега проложена великолепная велосипедная дорожка.
Готский канал, соединяющий Гетеборг с Балтийским морем, — одно из крупнейших инженерных сооружений Швеции. Этот водный путь в какой-то мере повторяет наш маршрут, только он прямее. На канале устроена система шлюзов. Они привлекают всеобщее внимание, и у каждого всегда не меньше десятка любопытных, наблюдающих, как поднимаются и опускаются речные суда. То же творится у мостов, которые, следуя определенному расписанию, разводятся, чтобы дать дорогу водному транспорту.
Каналы, мосты, озера. Кажется, что воде не будет конца. Когда приходится их пересекать, иной раз теряешься, не понимая, где же, наконец, другой берег. Кончается одно озеро, начинается следующее, и так без конца.
И еще моторы
В Мотале работает очень милый Музей моторов, собравший в одной экспозиции не только мотоциклы и автомобили, но и вообще все, что имеет отношение к двигателям и механике.
А от пристани Моталы отходят кораблики, перевозящие пассажиров и грузы по озеру Ваттерн. На воде множество бакенов и знаков, будто это не озеро, а настоящая дорожная сеть. Следующий город на нашем пути — Карлстад. Оставляем байк на стоянке без всяких опасений — Швеция страна действительно безопасная. Отсюда можно на озерном такси доплыть до пляжей — другой транспорт там запрещен. Природу свою шведы очень любят и оберегают, что заметно даже в городах: все парки в идеальном состоянии, а охраняемые природные территории никак не огорожены.
Да и вокруг частных владений заборов нет: по шведским законам доступ на частные участки свободный, то есть любой человек, в том числе иностранец, имеет право входить, перемещаться, ставить палатку практически в любом месте. Условие одно: ничего не портить и относиться ко всему, что создано природой и сделано другими людьми, с уважением. Причем это не столько веление закона, сколько уже образ жизни шведов.
Может быть, именно чувством уважения к труду других руководствовался Альфред Нобель, учредив ежегодную премию за высшие достижения в науке и искусстве. Кстати, с биографией Нобеля можно познакомиться в Карлскуге: экспозиция дома-музея рассказывает о полной приключений жизни этого замечательного человека и о его изобретениях, самое известное из которых — динамит.