• Сб. Апр 20th, 2024

Караимские кенассы, Евпатория — где находится, режим работы, цены, отзывы, как добраться

Автор:Павел Красный

Сен 11, 2021

Кенасы в Евпатории

На Караимской улице в Евпатории располагается уникальный памятник архитектуры XIX века — караимские кенасы. Кенаса — это место совершения богослужений караимов (народа, живущего в Крыму с давних времен).
Караимы Крыма ведут свою биографию с VIII — Х вв. и происходят от представителей тюркских народов Хазарского Каганата и коренных жителей полуострова. Будучи когда-то многочисленной народностью на Крымском полуострове, сегодня они насчитывают лишь около 2000 человек, живущих как в Крыму, так и в других местах. Но они по-прежнему стараются сохранять свою культуру, традиции, язык и религиозные верования.
Комплекс караимских кенас состоит из церквей — Большая и Малая, а также нескольких двориков, ведущих к ним. Кроме того здесь находится собрание книг, называемое «Карай-битиклиги», маленький этнографический музей и кафе традиционной кухни «Караман».

Интересные факты об иудейской памятке

В мемуарах современников императора Александра I (царский визит в кенасы увековечен величественным обелиском) можно прочесть о том, что тот долго рассматривал иудейские книги, чем навлек подозрения сопровождавшей его свиты в преданности православию. Сразу же после этого события данный храм стал центром караимов Российской империи.

История Евпаторийских кенас

Кенасы были возведены на заре XIX века под руководством братьев Бабовичей, которых звали Самуил и Соломон. Большая кенаса построилась к 1805 году, Малая — к 1815. В первой проводились службы по выходным и праздникам, вторая предназначалась для совершения религиозных обрядов в будни. Оба здания имеют прямоугольную форму и расположены в направлении «север — юг». Строения со стрельчатыми и полукруглыми окнами с разноцветными витражами окрашены в белый цвет и совмещают в себе византийский и мавританский стили.

Внутри убранство молельных домов сочетает в себе рисунки и росписи с растительными и геометрическими элементами, резьбу по дереву, лепнину и позолоту. В начале своего существования интерьер храмов был особенно изысканным и роскошным. Множество его элементов — красивые ковры и великолепные ткани с золотыми и серебряными узорами, подсвечники и лампады из серебра, восхитительные люстры и другие предметы убранства — были привезены сюда из Дамаска.
Но судьба кенас в Евпатории не была легкой. Им предстояло пережить Крымскую войну, о чем напоминанием служит замурованное в западную стену пушечное ядро. Начавшиеся после революции гонения на религию коснулись и караимских святилищ. В 1927 году доступ в них верующим был закрыт, при этом многие ценности были безвозвратно утеряны. Малую кенасу открыли вновь в 1942 году, тогда же здесь появилась благотворительная столовая. 
По прошествии нескольких лет после Великой Отечественной войны (в 1959 году) святыни были закрыты окончательно. В советский период они использовались для самых разных нужд — под антирелигиозный музей, детский сад, краеведческий музей. Здесь проводились курсы для медицинских сестер, располагались спортивные секции и бюро технической инвентаризации. Здания неоднократно переделывались, поэтому для их реставрации, задуманной и проведенной в конце XX — начале XXI вв., пришлось приложить немало средств и усилий. Большая часть церковной утвари и алтарь, нашедший сегодня себе место в Малой кенасе, были привезены из Галича, где раньше также располагалась караимская церковь. Малая кенаса была заново освящена в начале осени 1999 года. Большую открыли в 2005 году, тоже в начале сентября. Сейчас они являются одновременно и действующими храмами, и уникальной достопримечательностью города-курорта, привлекающей многочисленных туристов.

Советские времена и современность

В 1959 году храм закрыли. В советские времена здесь находились различные учреждения – музей атеизма, спортивные кружки и пр. Сейчас храмовый комплекс снова открыт для посещения. Здесь появился музей караимской истории и кафе, где вы можете отведать традиционные блюда караимов.

Религия

В современной литературе о вероучении караимов говорится противоречиво: от иудейской секты до монотеистического сенкритизма с преобладанием языческих ритуалов. Однако для караима язычество является тягчайшим грехом. Караимизм возник в VIII веке.

Караимские кенасы

В настоящее время общая численность последователей караимизма во всем мире не превышает 30 тысяч человек, в основном это этнические арабы, а также караимы-тюрки, небольшая часть греков, славян, евреев. Основу религиозно-нравственных принципов караимского вероучения составляют тексты книг Священного Писания Старого Завета (Пятикнижие, Пророки, Гагиографы). Целью караимизма является служение Богу и любовь к ближнему, задачей – сохранение библейской чистоты Закона. Караимы убеждены, что Закон Господа совершенен и в коррекции не нуждается, поэтому сакрализация Талмуда, Нового Завета и Корана для них нехарактерна. Традиции не позволяют вносить изменения и дополнения к книгам Священного Писания. В основе этого лежат слова пророка Моисея: “Не прибавляйте к тому, что я повелеваю вам, и не убавляйте от этого, чтобы соблюдать заповеди Бога, Всесильного вашего, которые я повелеваю вам”.

Экскурсия по комплексу

Виноградный дворик

Караимские кенасы
Караимские кенасы
Караимские кенасы
Караимские кенасы
Караимские кенасы
Караимские кенасы
Караимские кенасы

Именно сюда сперва попадает каждый турист и прихожанин кенас. Портал главного входа с большими ажурными металлическими воротами выполнен в 1889-1890 годах. Виноградный дворик – первый из трех, следующих один за другим, дворов. Задача двориков, по замыслу создателей комплекса, заключается в том, чтобы подготовить верующих к молитвенному настроению еще до вхождения в храм.Слева от входа вы можете увидеть маленький мраморный фонтанчик для омовения рук перед молитвой. В стенах дворика установлены мраморные плиты, которые на библейском языке рассказывают о важнейших событиях из жизни караимов. Самая древняя из плит датируется 1790 годом. В 1994 году во дворе была установлена мемориальная доска, посвященная караимам, погибшим во времена войн и террора.

Мраморный дворик

Караимские кенасы

Он является продолжением Виноградного дворика. Свое название получил из-за того, что весь покрыт белыми мраморными плитами. Посреди двора можно увидеть высокий монумент из мрамора с надписями на русском и караимском языках. Поставлен он был здесь в честь императора Александра I, посетившего храм в 1825 году.

Лапидарий

Караимские кенасы
Караимские кенасы
Караимские кенасы

Лапидарий – это экспозиция образцов старинной письменности, выполненной на каменных плитах, в том числе надгробных. Многие туристы, которые попадают в этот дворик, находятся в полной уверенности, что здесь расположено кладбище. На самом деле под надгробными плитами, установленными в лапидарии, никто не похоронен. Плиты попали сюда с древнейшего караимского кладбища в Евпатории, которое в настоящее время практически полностью разрушено. В XX веке оно несколько раз подвергалось атакам вандализма. Особенно кладбище пострадало в предвоенное время при мощении тротуаров и в 60-х годах при строительстве фундамента мясокомбината. Уцелевшие надгробные плиты с разрушенных могил были установлены в дворике кенас для сохранности.

Двор ожидания молитвы

Караимские кенасы
Караимские кенасы
Караимские кенасы

Четырехугольное пространство, вымощенное известняковыми плитами. Отсюда прихожане попадают в Малую и Большую кенасы.

Малая кенаса

Караимские кенасы
Караимские кенасы

По архитектурному исполнению Малая кенаса копирует древнейшую в Крыму кенасу Джуфут-Кале.

Портик Большой кенасы

Караимские кенасы
Караимские кенасы
Караимские кенасы
Караимские кенасы
Украшение потолка Караимские кенасы
Украшение потолка Караимские кенасы
Караим Давид

Остекленный навес, который предшествует входу в Большую кенасу. Вдоль колонн портика установлены скамейки с ячейками для обуви, которую прихожане оставляют здесь при входе в храм. В обычные дни в портике представлена историческая экспозиция для туристов.

Большая кенаса

Караимские кенасы

Согласно исторической справке, первое богослужение в Большой кенасе состоялось в 1804 году. По объему это здание превосходит Малую кенасу в 3,5 раза. Строилось здание наподобие храма Соломона.

Что вас ожидает

Караимские реликвии
Караимская община существовала в крымском ханстве еще в XIV веке, но официально Евпатория стала духовным центром народа после присоединения полуострова к Российской империи. Я расскажу о строительстве кенас и их архитектуре, Симе Бабовиче, духовной школе и послереволюционной судьбе комплекса. Мы осмотрим дворы с вековыми виноградными лозами и самый большой виноградник города, полюбуемся мраморными фонтанчиками, солнечными часами, витражным портиком, вспомним о приезде императоров Александра I и Николая II и изучим мемориальные доски, рассказывающие о знаковых для общины событиях.

Народный музей
В 1996 году на территории комплекса открылся музей истории и этнографии крымских караимов. Вы увидите богатую экспозицию: предметы быта, одежду, посуду, мебель, элементы ритуалитета, уникальные документы, рукописи и фотографии. Я покажу караимские молитвенники, изданные в Венеции в XVI веке, оригинальные предметы Крымской войны и национальную вышивку. Вы узнаете о религиозных представлениях караимов и осмотрите Пергаментный свиток Сефер-Тора, а после сможете посетить местное кафе и полакомиться традиционной караимской кухней.

Структура комплекса

Комплекс построек Караимских кенас соответствует размерам двора скинии библейского периода. Автором проекта выступила семья Бабовичей. Состоит он из центрального входа, нескольких внутренних двориков, Большой и Малой кенасы, а также хозяйских построек, религиозной школы, библиотеки и столовой, в которой могли питаться все нуждающиеся. На территории также расположен памятник Александру I, который побывал здесь в 1825 году.

Здание Малой кенасы было возведено на святой земле – месте древнего храма (XVI век). Несмотря на то, что Караимские кенасы включают в себя множество различных построек, сам по себе комплекс небольшой.

Архитектура

Перед тем как люди попадают в храм, они проходят через внутренние дворики. Считается, что это помогает подготовиться к молитве.

На стенах Виноградного и Мраморного двориков есть плиты, где высечены имена покровителей и людей, благодаря которым были построены Караимские кенасы. На территории храмового комплекса расположены остатки надгробий, однако никаких захоронений здесь нет, только памятники.

Информация для туристов

Если возникло желание посмотреть караимскую достопримечательность, то непосредственно перед посещением следует узнать график работы и цену билетов.

Организационные детали

Дополнительные расходы:

  • Входные билеты 400 руб./взрослый, 200 руб./школьный
  • посещение кафе (по желанию).

График работы, цены

Караимские кенасы в Евпатории
Часы работы архитектурного комплекса зависят от времени года. В летний период, когда курортный сезон в самом разгаре, двери храма открыты для посетителей двенадцать часов, с восьми утра до восьми вечера. В другой период режим работы меняется, туристов готовы принять с десяти утра до пяти вечера, но только с понедельника по пятницу. В субботу на территорию комплекса можно попасть не раньше часу дня. В воскресенье ансамбль закрыть для посетителей.

Цена на билеты составляет всего сто рублей. Но для организованных экскурсий она будет дороже, пятьсот рублей. 

Как добраться до кенас в Евпатории?

Кенассы в Евпатории посетить довольно просто. Нужно сесть в автобусы №1, №6 или №17 (они проходят автовокзал), а затем доехать до остановки «Укрсоцбанк». Теперь следует просто двигаться на запад – надо пройти не менее 350 м вдоль старинной малоэтажной застройки, имея возможность по пути осмотреть синагогу Егия-Капай.

[spoiler title=»Источники»]

  • http://lions-guides.ru/Crimea/interesting-places-of-Evpatoria/Karaite-kenasa
  • https://krymania.ru/kenassyi-karaimskiy-hram-v-evpatorii/
  • https://planetofhotels.com/guide/ru/krym/evpatoriya/karaimskie-kenasy
  • https://kukarta.ru/karaimskie-kenasyi/
  • https://experience.tripster.ru/experience/18949/
  • https://crimea-my.ru/karaimskie-kenasy/

[/spoiler]