• Пт. Апр 19th, 2024

Канатная дорога на Ай-Петри — все, что нужно знать перед посещением

Автор:Павел Красный

Сен 11, 2021

Расположение знаменитой «канатки»

Почему-то в большинстве путеводителей легендарную «канатку» авторы относят к ялтинским достопримечательностям. А ведь канатная дорога «Мисхор — Ай-Петри», как следует из названия, берет свое начало в Мисхоре. Это небольшой курортный поселок, расположенный в 20 километрах от самой Ялты. Точный адрес нижней станции: Алупкинское шоссе, 52. Над уровнем моря вы будете проезжать на «скромной» 90-метровой высоте.

Средняя станция получила название «Сосновый бор» — она реально протянулась над густым лесом. Высота точки над уровнем моря — 304 метра. За шесть минут вы преодолеете 1310 метров пути под углом наклона в 46 градусов и достигнете конечной станции, расположенной на вершине Ай-Петри (высота составляет 1152 метра). Общая протяженность трассы — 2980 метров — это самая протяженная безопорная «канатка» в Европе. Факт нашел отражение на страницах «Книги рекордов Гиннеса».

История строительства

Ялтинская канатная дорога соединяет береговую полосу Мисхор и хорошо известное в нашей стране плато Ай-Петри, которое для многих стало одним из символов Южного побережья Крымского полуострова. Строительство объекта началось еще в далеком 1967 году и затянулось на целых двадцать лет. Согласно первому проекту, сроки сдачи готового объекта должны были наступить намного раньше, но строители столкнулись с проблемой. Навешенные канаты легли на скалы, которые было решено не разрушать ради дороги.

Строителям пришлось вносить правки в проект и начинать работы практически с нуля. Первыми на новенькой канатной дороге Ай-Петри-Мисхор прокатились члены приемной комиссии. Строителям удалось поставить своеобразный рекорд не только на промежутке между станциями, в котором нет опор. Возле гор канатная дорога имеет угол подъема равный 46°, хотя для таких объектов обычно максимальное значение — не более 45°. Начиная с 1887 года, объект работает без длительных перерывов. В зимнее время канатная дорога иногда становится единственным путем сообщения с Ай-Петринской яйлой, куда доставляют продукты и медикаменты.

За все эти годы объект ни разу не выходил из строя. Был только один неприятный инцидент в 2013 году, когда было отключено электроснабжение канатной дороги. Вагончики ненадолго остановились, но все завершилось благополучно. Команда специалистов после инцидента приняла решение установить автономную электростанцию специально для фуникулера. В том же году старый стальной канат заменили на новый, поэтому сегодня объект встречает путешественников и туристов в отличном состоянии. Репортаж об инциденте:

Станции канатной дороги

На канатной дороге всего три станции. Нижняя называется «Мисхор». Она расположена на высоте 86 метров над уровнем моря. «Сосновый Бор» — вторая станция, которая находится на 304 метрах над уровнем моря. Верхняя под названием «Ай-Петри» расположена на высоте 1152 метра над уровнем моря. На каждой из них есть специальные сотрудники, которые следят за посадкой и выгрузкой пассажиров из вагончика.

На всех станциях установлены стенды с графиком работы и контактными данными лиц, ответственных за безопасность, и работников, которые занимаются обслуживанием объекта. Все они оборудованы специальными зонами ожидания. В каждом помещении есть телевизор и кондиционер. 

Первый подъем

Плавное движение кабинки обычно расслабляет новичков, нет каких-то резких колебаний или раскачиваний. Так что отвлекитесь от физических ощущений и обратите внимание на проплывающую красоту.

Под вами раскинутся виноградные поля, дороги, лесные массивы, вдалеке – морские и городские пейзажи, а впереди неприступной стеной белеет Ай-Петри.

Так вы преодолеете 1310 метров, и подниметесь на высоту 304 метра. Тут вас ждет пересадка в аналогичную кабинку, и более экстремальный подъем прямиком на плато.

Пульт управления канатной дорогой

Второй подъем

Скорость тут слегка выше, а Ай-Петри все ближе, отчего появляется ощущение, что кабинка движется прямиком в стену. Но пугаться не стоит, даже на самых последних метрах до конечной станции, когда скала неумолимо приближается.

Некоторые отмечают небольшое укачивание, заложенность и шум в ушах. Это быстро пройдет, как только выберетесь на свежий воздух.

Прибыв на верхнюю станцию сразу же можно купить билет на обратную дорогу, если спускаться планируете также.

Тем более что вы должны знать точное расписание работы станции и учитывать количество желающих прокатиться вниз (можно и не достояться в очереди до закрытия).

Красивейшее плато Крыма

Что посмотреть наверху

Самое главное, зачем поднимаются на гору Ай Петри – это возможность сделать несколько удивительных фото или снять видео на плато, где расположена верхняя точка. Помимо плато, можно просто погулять по окрестностям, попробовать кухню, предлагаемую в небольших кафе.

Мнение экспертаВиктория КарпенкоМенеджер по туризму, стаж работы 15 летСразу лайфхак – поешьте заранее и не останавливайтесь на обед в кафе на плато, тут привозная вода и она плохого качества, и вся пища готовится на ней, так что лучше взять что-то с собой или заранее плотно перекусить.

Можно спуститься к пещерам или наоборот, подняться на самую вершину горы, она расположена чуть дальше. На вершине есть аттракцион для экстремалов – подвесной мост. Протяженность мота 50 метров, а вход платный, стоимость около 1000 рублей (вход может стоить как дороже, так и дешевле, все зависит от времени года и наплыва туристов).

В дождь вид плохой
В дождь вид плохой

Если не планируете спускаться на канатной дороге, а хотите вернуться на автобусе или такси (там есть асфальтированная дорога — серпантин), можете по пути остановиться на водопаде Учан-Су – в низкий сезон пройти к нему можно бесплатно, а летом стоимость номинальная – примерно 50-80 рублей, для льготников скидки. Добраться до водопада можно на такси – тут их хватает либо посетить его отдельно.

Что касается экскурсий от местных экскурсионных бюро – то все зависит от ваших планов. Если хотите погулять в окрестностях Ай Петри и самостоятельно все изучать, не стоит покупать тур канатная дорога на Ай Петри довезет вас куда нужно.

Если ваша цель – сделать галочку о прибывании на горе, плюс несколько снимков – то четырехчасовая экскурсия вам подойдет. Из минусов можно отметить длительные остановки в совершенно ненужных местах – дегустация или кафе (как правило, в «своих местах»).

Тропа к скалам «Зубцы»

После выхода с верхней станции, не долго думая, мы направились к главной достопримечательностям, на вершину и к скалам «Зубцы».
Ай-Петри
Ай-Петри

По пути встречается еще одна достопримечательность — клен Стевена. Данному дереву около 250 лет. Эти деревья являются эндемиками Крыма, то есть встречаются только на территории Южного берега Крыма. Этот вид был открыт Стевеном Христианом Христиановичем, российским ботаником шведского происхождения, первым директором Никитинского ботанического сада.
Ай-Петри

Идти до вершины недалеко, всего 500 м, периодически попадаются приободряющие знаки.
Ай-Петри

Выходим к вершине.
Ай-Петри
Ай-Петри
Ай-Петри

Подвесные мосты на скале «Зубцы»

Самый знаменитый символ Ай-Петри — это скалы Зубцы. Эта группа скал высотой 60-80 метров является древним рифом. Скалы образованы результатом выветривания пород неустойчивых известняков.
Ай-Петри

К одной из скал на летнее время делают подвесные мосты, по которым можно пройти со страховкой. Естественно, это развлечение платное – 500 рублей. В зимнее время подвесные мосты убирают, их просто может сорвать порывом ветра. Гора Ай-Петри славится своими сильными, порывистыми ветрами и является самой ветряной точной Крыма. Максимальная зафиксированная скорость 50 м/с.
Ай-Петри
Ай-Петри
Ай-Петри
Ай-Петри
Ай-Петри

Кроме того, для любителей воздушных процедур и приключений на вершине Ай-Петри организованна трасса троллей.
Ай-Петри

Вершина горы Ай-Петри

Высота горы Ай-Петри — 1234 м, и она является не самой высокой горой Ай-Петринской яйлы. Самой высокой является гора Рока (1346 м).
Ай-Петри

Ну и конечно, самое главное, зачем все поднимаются на гору Ай-Петри — это великолепные панорамы и виды.
Ай-Петри
Ай-Петри
Ай-Петри
Ай-Петри

И большой плюс Ай-Петри в том, что не надо обладать навыками альпиниста или идти в долгий и не простой для каждого поход, или даже брать дорогую экскурсию с заброской на внедорожнике (лошадях), чтобы оказаться на такой высоте с подобными красотами. Гора Ай-Петри доступна каждому. Конечно, в этом есть и свои особенности: посещаемость Ай-Петри очень высока. Но без этого никак: либо одно, либо другое. Кто же вдохновился высотными красотами, может посетить и другие вершины Крыма. Например, вершину Южная Демерджи высотою 1239 м, которую мы тоже посетили в рамках небольшого похода.
Ай-Петри

Некоторые фотографии уже можно назвать историческими. Они сделаны в первых числах октября 2016 года. Пространство рядом с верхней станцией очищается от торговых рядов и многочисленных кафе; как будет обустроено оно в будущем — покажет время. Надеемся, что красиво и разумно, с точки зрения сохранения природных объектов. Так же сознательно не писали о стоимости прохода по тропе к зубцам. Это тропа входит в перечень объектов Ялтинского горно-лесного природного заповедника. Ранее проход был платный, как организовано будет в будущем, тоже покажет время.

Ай-Петринская Яйла

Обернувшись назад, увидим панораму Ай-Петринской яйлы.
Ай-Петри

Площадь Ай-Петринской яйлы около 300 км2. Климат резко отличается от субтропического климата Ялты. Поднимаясь на Ай-Петри надо это учитывать, температура может быть ниже, чем у моря на 6-10 градусов, одежду надо брать с собой соответствующую. Зимы тут полноценные, снежные и морозы до -25. Соответственно, это одно из немногих мест в Крыму, где возможно катание на горных лыжах, сноуборде и прочих вещах. Горнолыжный комплекс располагается недалеко от радиотехнического батальона, который не заметить не возможно, это белые шары, похожие на обсерваторию.

Так как гора Ай-Петри сложена известняками, то распространен сильный процесс карстования. Проще говоря, на Ай-Петри много пещер и карстовых воронок, провалов. В километре от вершины, и еще ближе от стоянки, расположены три оборудованных для посещения пещеры: Ялтинская, Геофизическая и Трехглазка. Если есть время, то советуем их посетить. Мы же торопились, решили их посетить в следующий раз, так как в этот собирались в пещеры Мраморная и Эмине-Баир-Хосар , находящиеся на плато Чатыр-Даг. Но для их посещения надо ехать в отдельную экскурсию, а упомянутые три выше — рядом, в этом их несомненный плюс. И для первого ознакомления с пещерными красотами будут кстати.

Ай-Петринская яйла богата на достопримечательности природные и исторические, и, по-хорошему, требует отдельного изучения и осмотра. Наша прогулка на этом заканчивается. Спустились мы так же на канатной дороге, хотя можно было спуститься по серпантину и осмотреть по пути еще несколько достопримечательностей. Это, кстати, отличный вариант, если на канатную дорогу большая очередь, и она уже заканчивает свою работу (к 18:00).

Другие развлечения

Популярны на плато конные прогулки с инструктором. Лошадей тут очень много. Некоторые туристы даже жаловались, что теперь в заповеднике несет навозом. Возможно раньше этот «природный аромат» с лихвой перекрывал запах готовящейся еды – чебуреков, шашлыков, всевозможных пирожков и закусок из многочисленных кафе.

Стоимость прогулки  – 1000 рублей за час.

Также остались тут квадроциклы, джиппы, а вот о заявленном ранее прокате велосипедов что-то не слышно. Если кто найдет, напишите об этом в комментариях.

Ну а, если вам все нипочем, то вот вам и полеты на параплане на заметку.

И вы так сможете

Как будем возвращаться

Решите, как будете возвращаться обратно. Расписание станции я дам ниже. Как альтернатива канатной дороге – маршрутное такси.

Да, на плато дежурят старые добрые доставщики уставших туристов «куда надо». Стоимость поездки начинается от 400 рублей в зависимости от «душевной доброты» водителя и конечного пункта.

Можно даже заказать экскурсию с заездом к самым примечательным уголкам Ай-Петринской яйлы.

Парковка возле ресторана и водопада Учан-су

Памятка туристу

Несколько лет назад на канатной дороге на Ай-Петри произошел несчастный случай: с троса чуть не сорвалась кабинка. Благо, все обошлось и никто не пострадал. Спасатели оперативно справились с заданием и эвакуировали людей, находящихся в кабинке.

Чтобы подобный инцидент больше никогда не повторился, было решено собрать бригаду слесарей, которые ежедневно перед запуском дороги тщательно осматривают ее готовность. Более того, плановый осмотр на этом не заканчивается, и техосмотр проводится на протяжении всего дня.

Чем выше вы будете подниматься к вершине, тем больше вероятность, что у вас будет закладывать уши. Причина этому – перепад высоты.

Рекомендуем не выбрасывать билеты за проезд, поскольку вас попросят предъявить их на средней станции для пересадки в другую кабинку.

Как работает канатная дорога Мисхор — Ай-Петри

Маятниковая канатная дорога работает «круглый год». Но зимой, после Нового года ее обычно останавливают на профилактический ремонт и запускают к первомайским праздникам. Работает канатная дорога без выходных и перерывов.

График работы канатной дороги летом 2021 года:

  • На подъем с 09:00 до 17:00;
  • На спуск с 09:00 до 18:00.

После завершения сезона время спуска и подъема сокращается на 1 час. Зимой время еще больше сокращается (см. фото ниже).

зимний график работы канатки на ай-петри в крыму

Согласно последним постановлениям официальный сайт канатной дороги предупреждает, что заходить в кабинки можно только в масках.

Официальный сайт канатной дороги на Ай-Петри — kanatka.com

Позвонить на канатную дорогу можно по телефонам (взято с сайта): 

  • +7 (978) 278 32 59;
  • +7 (978) 109 58 09.

Цены на канатную дорогу на Ай-Петри в 2021 году

Стоимость билета в одну сторону на канатной дороге Ай-Петри (информация на 22 июля 2021 года):

  • 50 рублей – взрослый билет; 
  • 250 рублей – детский. 

Правила поведения в кабинке на вершину Ай-Петри

  • Каждый желающий прокатиться на канатке должен знать, что в кабинку нельзя садиться находясь в нетрезвом состоянии.
  • Детям, не достигшим 14 лет, ездить на канатной дороге можно только в сопровождении взрослых.
  • Категорически запрещено брать с собой в поездку животных.
  • Перевозить снаряжения для катания на снегу нужно только в специальных чехлах.
  • Следует придерживаться инструкций и рекомендаций сопровождающего в вагончике.

Меры безопасности

Нередко гости полуострова боятся ездить на «канатке», но делать этого не стоит — обслуживающий персонал следит за вашей безопасностью. Дежурная бригада по утрам выезжает на осмотр сооружения, исследует агрегаты, узлы, канат и электрику. За посадкой/выгрузкой наблюдают дежурные, в каждом вагончике присутствует проводник. Следует понимать, что канатная дорога на Ай-Петри, цена которой не считается запредельной, — это сложный комплекс, работники которого заинтересованы в отсутствии несчастных случаев на маршруте.

График работы присутствует на специальных стендах, которыми оборудованы станции. Там же есть контактные номера дорожной администрации — служащие ответят на любые вопросы, связанные с безопасностью и перемещениями по трассе. Зоны ожидания довольно комфортабельны — там есть кондиционеры и телевизоры. Отсюда вывод: справившись с первичным страхом, вы получите удовольствие от экскурсии.

Как добраться

Чтобы посетить канатную дорогу, путешественникам для начала нужно приехать в Ялту, а уже из города с ветерком добраться до курортного поселка Мисхор, который пользуется высоким спросом у туристов благодаря комфортным гостиницам, чистым пляжам и потрясающим видам. До поселка едут два автобуса — №102 и №32. Стоимость билета составляет около 30 руб. Туристу необходимо доехать и выйти на остановке «Нижняя станция канатной дороги» на Симеизском шоссе.

Подъем на машине

Соглашаться или нет – дело личное! Серпантинная автодорога на Ай-Петри – самая извилистая в Крыму. И определенно стоит того, чтобы на нее посмотреть. Тем более, что по пути вам обещаются показать водопад Учан-Су – летом – жалкое зрелище – и кое-что еще.

Другое дело – с кем и на чем по узкому серпантину ехать. Для автотуристов, которые желают подняться сами, сообщаем важную информацию. Еще до поворота на Кореиз, километра за 4, нужно не пропустить правый поворот, обозначенный словом “Бахчисарай”. За поворотом обнаруживается нужное шоссе ТО-117, следуя по которому после полусотни поворотов и попадают на вершину.

Попасть на плато можно и со стороны Бахчисарая. Но состоянии дороги в 2020 году вызывает сильные нарекания. Во всяком случае низкосидящим авто там делать нечего.

Естественно, имеются и альтернатива – например подъем пешим порядком по одной из троп. Мероприятие это увлекательное и заряжающее эмоциями – botkinskaya-tropa-nad-yaltoy. Но показанное далеко не всем – физически тяжело и трудозатратно. Особенно летом!

Стоит ли вообще подниматься?

Мы очень рады, что решились на подъем, несмотря на сложности. Ради таких впечатлений и стоит отправляться в Крым. И хоть это была далеко не первая подобная высота в нашей истории путешествий, я, наверное, ниогда не устану коллекционировать в своей памяти и памяти телефона такие захватывающие виды.

[spoiler title=»Источники»]

  • https://tourist-82.ru/yug/yalta/kanatnaya-doroga-na-aj-petri/
  • https://kanatka-moscow.ru/kanatnaya-doroga-mishor-ay-petri/
  • http://samivkrym.ru/kanatnaya-doroga-mishor-aj-petri.html
  • https://otdyxsam.ru/rossiya/krym/kanatnaya-doroga
  • https://turisticum.ru/ay-petry/
  • https://jeduvkrym.ru/kanatnaya-doroga-na-aj-petri/
  • http://Krymea.ru/architecture/kanatnaya-doroga-ai-petri-mischor.html
  • https://www.eurotraveler.ru/europe/rossija/kanatnaya-doroga-ay-petri/
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5f2b6fb335b3f74698c998d5/stoit-li-rvatsia-na-aipetri-i-kak-ne-poteriat-3-chasa-v-ocheredi-na-kanatku-5f341149bfb29f5b5d07e55e

[/spoiler]