• Пт. Апр 19th, 2024

Вступила ли Грузия в НАТО

Автор:admin

Фев 19, 2021

Предыстория отношений

После распада Советского Союза Грузия получила самостоятельность, которая была омрачена межэтническими конфликтами и вооружённой борьбой за власть и влияние между соперничающими политическими силами. Уже осенью 1991 года вспыхнули масштабные кровопролитные столкновения в Южной Осетии, провозгласившей самостоятельность. Летом 1992 года начались вооружённые столкновения в Абхазии. Конфликт привёл к почти полному опустошению обширных районов и массовому перемещению населения. В результате боевых действий сотни тысяч гражданских лиц, в основном грузин, были вынуждены покинуть свои дома. 14 мая 1994 года в Москве было подписано Соглашение о прекращении огня и разъединении сил. Стороны договорились о развёртывании на территории Абхазии миротворческих сил СНГ (фактически российских подразделений). В Южной Осетии безопасность были призваны поддерживать Смешанные силы по поддержанию мира, созданные в соответствии с Дагомысскими соглашениями 1992 г. между Россией и Грузией.

При президенте Шеварднадзе, возглавившем Грузию в 1992 году, Грузия присоединилась к программе «Партнёрство ради мира», направленной на расширение сотрудничества в области безопасности и обороны между НАТО и отдельными странами-партнёрами. В 1997 году Грузия ратифицировала Соглашение о статусе сил и с 1999 года направляет свои миротворческие подразделения в состав Сил для Косово (KFOR). С 2001 года на территории Грузии проводятся многонациональные военные учения в рамках программы «Партнёрство ради мира». В 2002 году Грузия заявила о своём стремлении стать членом НАТО и о намерении разработать Индивидуальный план действий партнёрства с НАТО (ИПАП). В 2003 году на саммите в Стамбуле лидеры стран НАТО, уделив особое внимание стратегически важным регионам — Кавказу и Центральной Азии, — приняли решение об учреждении должности специального представителя генерального секретаря НАТО по Кавказу и Центральной Азии.

Тяжёлая экономическая ситуация, низкий жизненный уровень, массовые и систематические нарушения прав человека, разгул коррупции и, как следствие, фальсификация результатов парламентских выборов 2 ноября 2003 года привели к так называемой революции роз, отставке Эдуарда Шеварднадзе и победе на президентских выборах 2004 года Михаила Саакашвили, установившего более тесные отношения с Западом.

В 2004 году Грузия стала первой страной, согласовавшей Индивидуальный план действий партнёрства с НАТО (ИПАП). С 2004 года грузинские вооружённые силы начали сотрудничество с НАТО в рамках Международных сил содействия безопасности (ISAF) в Афганистане. В 2005 году НАТО и Грузия подписали соглашение о транзитном следовании, на основании которого страны НАТО и другие государства, выделившие воинские контингенты для ISAF, могут использовать территорию Грузии для доставки предметов материального снабжения своим войскам в Афганистане.

Вопрос о членстве Грузии в НАТО

Руководство Грузии рассматривает членство в НАТО как гарантию стабильности и безопасности в регионе. В 2006 году грузинский парламент проголосовал единогласно за интеграцию Грузии в НАТО. 5 января 2008 года Грузия одновременно с президентскими выборами провела референдум, по результатам которого за присоединение к НАТО высказались 77 процентов грузинских избирателей. В феврале президент Грузии Михаил Саакашвили направил письмо генеральному секретарю НАТО Яаапу де Хооп Схефферу, в котором была выражена готовность грузинской стороны присоединиться к Плану действий по подготовке к членству в НАТО (ПДПЧ). Именно ПДПЧ был одобрен саммитом НАТО в апреле 1999 года как формат взаимодействия НАТО и страны, стремящейся к членству в альянсе. ПДПЧ представляет собой список требований, который необходимо выполнить для того, чтобы впоследствии стать полноправным государством — членом альянса. Выполнение этих требований, однако, не гарантирует автоматического вступления страны в НАТО, являясь лишь очередной ступенью, приближающей её к возможному оформлению членства в альянсе.

США приложили значительные усилия, чтобы убедить своих союзников по НАТО в необходимости присоединения Грузии и Украины к ПДПЧ на Бухарестском саммите альянса в апреле 2008 года. Позиция США была поддержана прибалтийскими странами, Болгарией, Румынией, Польшей, Чехией, Словакией, Словенией, а также Канадой. В то же время резкое противодействие подключению Украины и Грузии к ПДПЧ оказали Германия и Франция, которых поддержали Италия, Нидерланды, Люксембург, Испания, Бельгия, Португалия.

Несмотря на то, что Грузия и Украина не получили официального приглашения стать участниками ПДПЧ, им дали понять, что дорога в НАТО для них расчищена и необходимо лишь немного подождать. Главы государств и правительств стран-членов НАТО заявили в Бухаресте, что Грузия и Украина станут членами НАТО, когда будут соответствовать предъявляемым требованиям к членству в этой организации. Это решение было подтверждено на последующих встречах в верхах — в 2009 году в Страсбурге и Келе и в 2010 году в Лиссабоне. НАТО и Грузия продолжают активный политический диалог и практическое сотрудничество в целях содействия Грузии в реализации её евроатлантических устремлений.

Россия, однако, рассматривает продвижение НАТО на Восток как угрозу своим стратегическим интересам в Европе. По итогам апрельского саммита НАТО (2008) глава Генштаба РФ генерал Юрий Балуевский заявил, что, если Грузия присоединится к НАТО, Россия будет вынуждена принять «военные и иные меры» для обеспечения своих интересов вблизи государственных границ.

Глава российского правительства Владимир Путин, со своей стороны, заявил о намерении «предметно поддержать» Абхазию и Южную Осетию, руководители которых обратились к нему с посланиями, выразив опасения по поводу принятого на саммите НАТО решения. Как было отмечено в заявлении российского МИД, «Россия своё отношение к курсу руководства Грузии на ускоренную атлантическую интеграцию доводила до сведения и грузинской стороны, и членов альянса. Любые попытки оказать политическое, экономическое, а тем более военное давление на Абхазию и Южную Осетию являются бесперспективными и контрпродуктивными».

Начало отношений

Началом сотрудничества Грузии (Georgia) и Североатлантического альянса (NATO) является 1994 год. Тогда министр иностранных дел Александр Чикваидзе подписал соглашение об участии страны в программе «Партнерство во имя мира», предложенной НАТО. Она создавалась с целью повышения безопасности в странах блока и партнеров на фоне новой политической обстановки в мире. В последующем отношения кавказской страны и альянса развивались таким образом:

  1. В 1997 г. было утверждено Соглашение о статусе войск – договор, закрепляющий право расположения военных сил государств блока на территориях других стран.
  2. В 1998 г. была открыта дипломатическая миссия с назначением посла.
  3. С 1999 г. Грузия посылает миротворческие войска в состав международной военной группы, призванной обеспечивать стабильность в Косове «Силы для Косово».
  4. В 2001 г. грузинский парламент принял постановление о начале интеграции страны в НАТО. В 2001-2002 годах были проведены совместные учения войск в Поти – городе и морском порте Грузии.
  5. В 2003 г. в стране происходит революция, которая приводит к отставке президента Эдуарда Шеварднадзе. Его место занимает лидер оппозиции Михаил Саакашвили. На фоне сложной экономической ситуации, разгула коррупции, новый президент установил курс на сближение с Западом и НАТО. В результате в 2004 году Грузия согласовывает Индивидуальный план действий партнерства с альянсом. В том же году грузинские войска входят в натовское военное объединение, осуществляющее свою деятельность в границах Афганистана.
  6. В 2005 г. был утвержден документ, подтверждающий право государств НАТО, а также их партнеров на задействование грузинской земли для снабжения войск в Афганистане.

Грузия в НАТО

Саммит в Бухаресте

Михаил Саакашвили, будучи президентом, в 2008 году направил письмо генсеку блока, в котором говорилось о намерении вступить в НАТО и о готовности Грузии войти в программу по подготовке стран, желающих присоединиться к организации. Этот этап является обязательным пунктом для принятия в альянс, однако не гарантирует членства. Предшествовали этому шагу в 2006 году одобрение парламента и референдум среди граждан, показавший, что 77% жителей согласны на вступление государства в НАТО.

В апреле 2008 в столице Румынии Бухаресте состоялся саммит Североатлантического альянса, на котором США в лице Джорджа Буша-младшего старательно пытались уговорить членов блока допустить Грузию и Украину к Плану действий по присоединению к союзу. Однако американскую позицию не поддержали ряд стран во главе с Францией и Германией, опасавшиеся реакции России на такой шаг. Кавказской стороне дали понять, что Грузия может стать членом НАТО только после полной готовности и соответствия всем требованиям. РФ же высказала четкую позицию – в случае принятия Грузии в блок, будут предприняты ответные шаги (в том числе военные) ради защиты своих интересов.

Абхазия и Южная Осетия, опасаясь итогов принятых на встрече в Румынии решений, обратились к России за поддержкой. Премьер-министр В.В. Путин высказался в пользу политики защиты интересов непризнанных республик.

Война в Южной Осетии и ее последствия

Произошедшая в августе 2008 года пятидневная война понизила шансы Грузии стать членом НАТО. Участие в военном конфликте стало прямым нарушением программы «Партнерство во имя мира», одним из начальных шагов к присоединению к НАТО, подписанным Грузией.

07.11.2008 г. грузинские войска входят в Южную Осетию под предлогом восстановления порядка, хотя за несколько часов до этого правительство кавказской страны призывало стороны к перемирию. Цхинвали, столица республики, становится эпицентром военных действий. В ответ Россия быстро вводит войска в Грузию через конфликтный регион, вытесняя из них грузинские вооруженные силы. Генсек НАТО призывает стороны к прекращению столкновений. Через несколько дней был подписан договор о мирном урегулировании.

Последствиями конфликта стали:

  • Признание Россией Абхазии и Южной Осетии как независимых государств.
  • Разрыв дипотношений между РФ и Грузией и выход последней из СНГ.
  • Усложнение отношений России и НАТО.

Грузия в НАТО

Последующие шаги

Грузия получила согласие Североатлантического альянса на оказание содействия в некоторых сферах для устранения последствий боевого противостояния. С этой целью в сентябре 2008 года создается специальная комиссия, призванная также помогать Грузии в получении членства в НАТО.

Члены альянса, поддерживающие интеграцию Грузии, в 2009 г. сделали повторное заявление о грядущем вхождении этой страны в организацию, однако опять без обозначения конкретных дат. С целью оказания поддержки Грузии в этом стремлении и содействии сопутствующим реформам в 2010 г. было создано Бюро по связи с блоком. В 2011 г. кавказское государство получило статус страны-аспиранта НАТО.

После 2012 г. взаимоотношения РФ и США ухудшаются на фоне подписанного акта Магнитского, утверждающего санкции против некоторых граждан России. В результате альянс и Америка решают повысить интенсивность сотрудничества с Грузией. Это выразилось в следующих шагах:

  • Заявление госдепа США о помощи в оборонной сфере в 2012 г.
  • Заявление генерального секретаря Североатлантического альянса Расмуссена о содействии в перемещении сил быстрого реагирования НАТО (2013 г.)
  • Получение согласия Грузии в размещении на территории страны совместного учебного центра в 2014 г.
  • Утверждение в 2014 г. на Уэльском саммите пакета мер содействия членству в НАТО.
  • Формирование боевых рот «Альфа» и «Чарли», имеющих натовскую лицензию для осуществления военных операций в 2016 и 2017 годах соответственно.
  • Подписание США в 2017 г. Меморандума о подготовке и обучении 9 батальонов грузинских военных в течение трехлетнего срока.

17.11.2017 года глава НАТО Столтенберг заявил о неготовности Джорджии к интеграции из-за того, что необходимые реформы в сфере строительства демократических институтов, позволившие бы Грузии вступать в состав организации, не были проведены, однако отметил большой прогресс в этом направлении.

Грузия в НАТО

Затянувшийся диалог

22 января грузинский лидер будет участвовать в заседании комиссии НАТО-Грузия, но Брюссель вступление республики в альянс не гарантирует. Здесь необходимо вспомнить непростой путь протяженностью более трех десятилетий. В 2001 году парламент принял постановление о начале процесса вступления страны в Североатлантический альянс. Прошло еще 19 лет, а Грузия находится на стадии сотрудничества «интенсивный диалог». До вступления в альянс остается подготовительный «план действий по членству», который все более напоминает линию горизонта – видимую и недосягаемую из-за скептического отношения к Грузии ряда европейских государств НАТО. Тенденция тревожная для генерального курса. Что-то пошло не так. Признать ошибки – страшно, остановиться – позорно, продолжать – опасно.

Альянс официально считает Россию главной военной угрозой – сегодня и на перспективу до 2030 года (вторую позицию занимает Китай, третью – международный терроризм). НАТО готовится к обновлению своей Стратегической концепции, в которой Россия и Китай будут прямо названы врагами Запада. При этом западные стратеги традиционно предпочитают воевать с РФ опосредствованно, чужими руками. Вступление в НАТО гарантирует грузинскому народу не безопасность, а скачок военно-политического напряжения в регионе, рост вероятности вооруженных конфликтов на абхазском и юго-осетинском направлениях. С другой стороны, легко представить реакцию Вашингтона на вступление суверенных Мексики или Канады в организацию типа ОДКБ.

Не учитывать позицию России по вопросу расширения НАТО на постсоветском пространстве невозможно. Если альянс имеет некое право на размещение своей передовой линии обороны в Афганистане, Ираке, Ливии, то и Россия имеет такое же право – и оно уже реализовано в Сирии. Возможно, в Тбилиси питают иллюзии, что иностранные войска альянса однажды вернут Абхазию и Южную Осетию. Вероятность такого развития событий практически равна нулю, и август 2008 года – яркое тому подтверждение.

В свете особых отношений с Россией важный союзник НАТО – Турция – совершенно не заинтересована в эскалации конфликтов в Черноморском регионе. Напомню, влиятельная абхазская диаспора в Турции активно поддерживала Сухуми в ходе войны с Грузией, и эта кровная связь с годами лишь крепнет (мухаджиры иногда возвращаются). Анкаре удобнее планомерно подчинять Тбилиси экономическими методами, нежели отвоевывать для Грузии жизненное пространство и новый статус в НАТО.

Расходный материал

Реальные угрозы подстерегают Грузию исключительно со стороны Североатлантического альянса. За примерами пренебрежительного и циничного отношение старших партнеров к младшим далеко ходить не надо. Так, Соединенные Штаты планово выводят свои войска из Афганистана, а грузинский 32-й батальон 3-й пехотной бригады в составе более 870 военнослужащих в начале января убыл в порядке ротации (американскими бортами) из аэропорта Тбилиси в Исламскую республику – для защиты авиабазы Баграм, в рамках небоевой миссии НАТО «Решительная поддержка». Если американцы уходят из страны, в которой талибы идут к власти (уничтожая существующий государственный проект ЕС и США), кого же там в течение шести месяцев будут поддерживать грузинские военнослужащие под командованием подполковника Тариела Махарашвили? Очевидно, они с большим риском для жизни лишь прикрывают отход союзников. Достаточно унизительная миссия охранников афганского аэродрома не имеет никакого отношения к обеспечению безопасности Грузии.

Еще одна опасная особенность НАТО – навязывание младшим партнерам максимально возможного для их бюджета количества дорогостоящего американского оружия. Это программный приоритет альянса на ближайшие 10 лет. И Тбилиси ежегодно закупает несоразмерное военно-политической обстановке количество вооружений – противотанковых гранатометов, систем ПВО и других. Даже если в Грузии станет много больше американского оружия и объектов альянса, республика вряд ли когда-нибудь займет полноправное место в рядах НАТО.

Идет «игра в одни ворота». Иностранные войска десятилетиями используют грузинскую территорию для дестабилизирующих регион маневров и создания «опорных точек». Грузия не имеет Военно-морских сил, их функции выполняет Служба береговой охраны МВД. На фоне пандемии коронавируса особенно настораживают деятельность биологических лабораторий Пентагона на грузинской земле и защита Центра Лугара президентом Зурабишвили. Как уже отмечалось выше, грузинские солдаты много лет защищают интересы Пентагона в Афганистане. В качестве благодарности звучат заклинания об исторической роли Грузии в мировой политике, уверения в наличии «общих ценностей» и в приверженности альянса территориальной целостности и суверенитету республики. Старшие партнеры даже безвизовый въезд в ЕС для грузинских граждан организовали. Небольшая и небогатая Грузия с населением 3,7 миллиона человек тратит около 2% своего ВВП на военные нужды, а дальше – неизбежное возвращение в реальность – тупик вне ЕС и НАТО.

Отношение населения Грузии к вступлению страны в НАТО [ править | править код ]

В 2008 году в Грузии был проведен референдум, на котором был задан вопрос «Поддерживаете ли вы вступление Грузии в Организацию североатлантического договора (НАТО)?». В этом референдуме участвовали 1 982 318 человек, из которых около 77 % граждан проголосовали за вступление в НАТО.

Чем это грозит России?

«Отношения НАТО с Грузией уникальны. Вы — один из наиболее важных партнеров Альянса. И надежный друг. Мы полностью поддерживаем евроатлантические устремления Грузии. Грузия станет членом НАТО. Лидеры государств-членов подтвердили это», — заявил 12 июля на саммите НАТО генеральный секретарь Альянса Йенс Столтенберг.
По словам генсека, он впечатлен теми реформами, которые проводит Тбилиси. Столтенберг отметил вклад Грузии в обеспечение стабильности в Черноморском регионе. Особо генсек Альянса оценил постоянный вклад Грузии в поддержку операции НАТО в Афганистане. Также он заявил о признании границ Грузии с учетом территорий Абхазии и Южной Осетии.
Столтенберг заверил Грузию, что НАТО продолжит совместную со страной работу над тем, чтобы в перспективе принять республику в Альянс.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг

История взаимоотношений Грузии с НАТО насчитывает почти четверть века. В 1994 году правительство Эдуарда Шеварнадзе присоединилось к программе «Партнерство ради мира», направленной на сотрудничество Альянса в сфере безопасности с отдельными странами-партнерами.
В 2004 году Грузия стала первой страной, согласовавшей Индивидуальный план партнерства с НАТО. В том же году страна отправила свой военный контингент в Афганистан. Территория страны использовалась силами Альянса в качестве перевалочной базы для снабжения международной группировки в Афганистане.
В президентство Михаила Саакашвили Грузия существенно продвинулась в своей интеграции в Альянс. В 2006 году парламент страны единогласно проголосовал за вступление страны в НАТО, а в начале 2008 года 77 процентов грузин на референдуме высказались за присоединение их страны к Альянсу.
В это же время страна активизировала военно-техническое сотрудничество с Альянсом. Грузия получала десятки миллионов долларов помощи на реорганизацию армии, инструкторы НАТО тренировали грузинских солдат, а грузинские офицеры обучались в американских учебных центрах. У США и Турции страна закупала бронетехнику.
Поражение в войне 2008 года не уменьшило атлантические устремления Грузии. В 2015 году в стране открылся учебный центр НАТО. Руководители Альянса, в том числе и действующий генсек Столтенберг, регулярно высказывались против признания независимости Абхазии и Южной Осетии и в поддержку интеграции республики в Альянс.
В мае этого года премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили заявил, что его страна вступит в НАТО к 2021 году.

Президент Грузии Георгий Маргвелашвили и премьер-министр Георгий Квирикашвили

Публичное заявление о готовности принять Грузию вряд ли говорит о стремлении укрепить безопасность Альянса. Грузинская армия, несмотря на все усилия руководства страны, за прошедшие годы так и не стала сколько-нибудь серьезной силой. К войне 2008 года грузин тренировали НАТОвские инструкторы, в армию вложили десятки миллионов долларов, однако к моменту вооруженного конфликта в Южной Осетии эта армия так и не смогла действовать эффективно. Сейчас вооруженные силы республики насчитывают чуть больше 30 тысяч человек, военная техника осталась с советских времен.
Публично высказанная готовность принять страну в НАТО куда важнее для Альянса в качестве дополнительной скрепы. Единство в организации пошатнулось в 2014 году, после резкого ухудшения отношений с Россией. Одни страны, в первую очередь, США и новые члены блока, высказывались за жесткое противодействие РФ. Старые же члены Альянса об отношениях с Россией высказывались куда осторожнее.
Приход к власти Трампа усугубил ситуацию. Сначала президент США хотел, чтобы страны НАТО тратили на оборону положенные два процента ВВП, а 11 июля на саммите Альянса потребовал увеличить оборонные расходы до четырех процентов. Эта инициатива стала очередным камнем преткновения между членами Альянса. Далеко не все готовы увеличивать свои расходы. Расширение НАТО позволит укрепить организацию. С присоединением Грузии у блока появятся новые задачи, новые вызовы и новые проблемы.
Второй причиной, по которой генсек НАТО заявил о готовности принять Грузию в Альянс, является продолжающееся геополитическое противостояние с Россией. Начиная с 2014 года отношения между РФ и НАТО резко обострились, и в данный момент нет предпосылок для их улучшения. Учитывая кризис на Украине и войну в Сирии.
В Закавказье же существуют как минимум два затяжных конфликта. Между Арменией и Азербайджаном за Нагорный Карабах и у Грузии с Абхазией и Южной Осетией. Заявление о вступлении Грузии в НАТО можно рассматривать в качестве возможной подготовки к усилению напряженности в Закавказье.

Для России обещание принять Грузию в НАТО порождает очевидные угрозы безопасности. В российском МИДе уже назвали дальнейшее углубление сотрудничества Грузии и НАТО угрозой безопасности в Закавказье.
После присоединения Грузии к России императором Александром I в 1801 году и ряда успешных войн с Турцией в XIX веке страна являлась зоной влияния России, контроль над которой обеспечивал безопасность от угроз из Турции и Ирана. После развала Союза территория Грузии, в частности Панкисское ущелье, использовалась для подготовки чеченских боевиков. Аналогичный сценарий может повториться при условии, если НАТО захочет дестабилизировать Северный Кавказ.
Приближение НАТО к российским границам станет серьезной угрозой положению России на Кавказе. В 2008 году Грузия самостоятельно попыталась захватить Южную Осетию и потерпела поражение. Но что если она повторит эту попытку уже в качестве члена НАТО? Угроза одному из членов Альянса автоматически означает подключение к конфликту всех стран НАТО. Это станет серьезной проблемой для России.
Такой сценарий тем более возможен, что вместе с заявлением о готовности принять Грузию в НАТО, генсек Альянса Столтенебрг заявил, что признает Абхазию и Южную Осетию грузинскими территориями.Российские войска в Грузии в августе 2008 года
Российские войска в Грузии в августе 2008 года Фото: Adrees Latif / Reuters55Вступление Грузии в НАТО зависит не только от желания членов организации

Вступление Грузии в НАТО кажется вполне возможным. Руководство республики вне зависимости от своих политических взглядов все эти годы работало на вступление в Альянс. Население Грузии поддерживает этот курс. Руководство НАТО также готово принять страну в свои ряды и долгие годы проводит линию на поддержку атлантических устремлений Грузии.
Однако в этот процесс могут вмешаться политические факторы. Приближение НАТО к границам России всегда воспринималось российским руководством негативно. Сейчас же, на фоне резкого ухудшения отношений, подобный шаг практически наверняка приведет к возникновению еще одной точки напряженности в отношениях России и Запада, на этот раз в Закавказье. Готовы ли к этому в НАТО, пока не известно.
Пока существует только одна очевидная преграда на пути Грузии в Альянс — не урегулированные территориальные конфликты с Абхазией и Южной Осетией. В НАТО признают эти регионы территорией Грузии, но в самих республиках думают иначе. Есть три варианта решения этой проблемы. Присоединение мятежных территорий к Грузии силовым путем. Признание их независимости и отказ от претензий. И согласие НАТО принять Грузию в Альянс в виде исключения вместе с ее территориальными конфликтами.

Заключение

Несмотря на многочисленные обещания и поддержку со стороны участников альянса, до сих пор не разработан план или дорожная карта по получению Грузией членства в НАТО. Вопрос о том, как скоро страна вступит в блок, остается открытым. Без того медленный процесс интеграции грозит растянуться еще на долгие годы, прибавляя скептицизма среди населения кавказской страны.

Сложность состоит в том, что на деле к вступлению Грузии в блок не готовы ни сами грузины (это грозит превращением страны в зону внешнеполитического противостояния), ни значительная часть государств НАТО, не стремящихся к обострению и без того сложных отношений с Россией. Камнем преткновения являются также Абхазия и Цхинвальский регион, ведь согласно правилам альянса, интеграция страны с территориальными проблемами и нерешенными внутренними конфликтами в организацию невозможна.

[spoiler title=»Источники»]

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%B8%D1%8F_%D0%B8_%D0%9D%D0%90%D0%A2%D0%9E
  • https://GruziyaGid.ru/kultura/vhodit-li-gruziya-v-nato
  • https://lenta.ru/news/2019/11/13/georgia/
  • https://sputnik-georgia.ru/columnists/20210121/250664466/Gruziya-dlya-NATO—chto-otdaet-i-chto-poluchaet-Vzglyad-iz-Moskvy.html
  • https://lenta.ru/brief/2018/07/12/georgia_nato/

[/spoiler]

Автор: admin