• Сб. Апр 20th, 2024
ГамбургГамбург

Успешные коммуникации всегда были залогом процветания. Когда-то для них были нужны крепко натянутые ветром паруса и полные трюмы, сейчас — скоростной Интернет и интенсивный обмен идеями и технологиями. Урбанистика при гибком подходе и хорошем инвестировании готова оперативно реагировать на запросы времени.

Гамбург как город возник и развивался благодаря широкой дельте Эльбы, что позволяло принимать одновременно большие объемы морских грузов. Для этого даже разобрали крепостную стену и стали использовать в качестве доков все острова устья реки. Именно здесь в 19-м веке построили обогреваемые склады для хранения фруктов, а в 20-е годы прошлого столетия — первые хранилища с рефрижераторами для сельди. Так новые технологии всегда шли рука об руку с экономической целесообразностью. Гамбургский порт как часть системы porto franco, или «свободный порт», что означало налоговые и таможенные послабления, давал в казну города солидные поступления, однако роль свободных зон значительно снизилась с образованием ЕС, и портовые функции редуцировались до минимума, а здания и территории повисли на бюджете без всякой надежды на прибыльность.

Так не могло продолжаться, и было принято решение ликвидировать черную дыру в историческом центре города, создав уникальную социокультурную территорию. Теперь уже муниципалитет протянул руку помощи любимому детищу, старинному порту, в котором память поколений — в каждой табличке, кирпичной кладке и в каждом причале. И вот в 1997 году был анонсирован грандиозный проект — HafenCity («Город-порт»). Конкурс проектов выиграл архитектор Кес Кристианс (Kees Christiaanse) из кельнского бюро ASTOC, и в 2000-м власти Гамбурга одобрили генеральный план развития района. Объем привлеченных средств впечатляет: частные инвестиции — 8,5 млн евро, вклад муниципалитета — 2,4 млн евро. На территории общей площадью 157 га (из которых суша составляет 127 га) развернулись масштабные работы по перепрофилированию доков и складских зданий в современные офисы, рестораны, жилые кварталы с парками, магазинами, а также множество культурных объектов — от галерей и лекториев до филармонии. Благодаря новому плану центр города расширится на 40 %, причем 12 000 человек получат возможность жить в старом-новом престижном районе. HafenCity продолжает оставаться кормильцем города: здесь будет дополнительно создано 45 000 рабочих мест, из которых 35 000 — работники офисов крупнейших международных компаний, уже выстроившихся в очередь за заветными метрами. Spiegel и Unilever, а также крупнейшая швейцарская компания Kuehne + Nagel уже открыли здесь свои официальные представительства. Урбанистическое пространство ценно не только приносящими прибыль квадратными метрами, но и возможностью отдыха на природе среди ухоженного и структурированного ландшафта. HafenCity дал дополнительных 10,5 км променада, из которых более 3 км -набережная Эльбы, а также 28 га парков и скверов. Согласитесь, для центра европейского мегаполиса это настоящая роскошь.

Гамбург
Гамбург

Настроить себя на позитив помогут не только зеленые струны парков, но и будущая гордость Гамбурга — новая филармония, Elbphilharmonie, площадью 97 300 кв. м. Строят ее поверх старого складского помещения, дерзко объединяя футуристический размах крыльев из стекла и бетона с кладкой старого кирпича. Здесь будет концертный зал на 2150 мест, небольшие аудитории и репетиционные залы, а также отель на 250 мест и даже 45 жилых квартир, кейтеринговый сервис и площадь. Дизайн филармонии поручили Herzog & de Meuron, завершение объекта ожидается к 2020 году, и общественность зорко следит за расходованием средств.

В 2008 году были открыты Международный гамбургский музей морского дела и Музей автомобильных прототипов.

Звездный состав архитекторов, участвующих в застройке HafenCity, заслуживает отдельного упоминания. Не все здания завершены, однако, судя по уровню проектов и именам участников, можно утверждать, что все объекты войдут в золотой фонд современной архитектуры.

Сразу привлекает внимание Научный музей — гигантское здание площадью 23 ООО кв. м в форме кольца, спроектированное Ремом Колхасом (ОМА). При ближайшем рассмотрении выясняется, что состоит оно из отдельных блоков, в которых, помимо музея, разместятся исследовательский центр, аквариум, театры, офисы, лаборатории, коммерческие и торговые учреждения. Около 8 500 кв м. «петли» спрячут под водой, где и найдет себе место аквариум, а на верхних уровнях будут террасы и панорамные площадки. Паруса надежд площадью в 50 ООО кв. м придумали для Spiegel Group архитекторы из Henning Larsen Architects. Проект, вдохновленный парусными судами, соответствует принципам устойчивого развития и предлагает всем прохожим взойти на борт: офисный комплекс переходит в две площадки — одна открывает вход в район Brooktorkai, другая перетекает в набережную.

Немецкое представительство Unilever Group благодаря проекту Behnisch Architekten получило обтекаемые органические формы и башню со скульптурной волной по фасаду.

У HafenCity, как у вполне самостоятельной муниципальной единицы, есть даже свой университет — HCU, строение которого в форме двух крыльев создали архитекторы Code Unique. Между крыльями, развернутыми навстречу морским ветрам, спроектировано лобби, а также кафе и рестораны.

Гамбург
Гамбург

Гамбургский круизный центр создавали архитекторы Renner Hainke Wirth Architekten, причем крышу доверили инженеру Вернеру Собеку (Werner Sobek). Гигантский «контейнер» Hamburg Cruise Center стал символическими воротами города, а пришвартованный лайнер Queen Mary II превратился в отель. Материалом для стен центра послужили старые контейнеры, а крыша стилизована под парус. При том, что основной функцией центра остается прием круизных судов, он также гостеприимно открывает двери ивентам до 800 человек. Не успели гамбуржцы насладиться своим креативным круизным центром, как им уже строят новый: с 2016 года начнется реализация проекта Массимили-ано Фуксаса. У Нового круизного центра волнующая в прямом смысле судьба: фасад изображает пятибалльный шторм и при этом укрывает ранимых постояльцев люксового Hotel Cruiser, суровых провожающих на автобусной станции и беспокойных продавцов элитных круизов. На все драматические сценарии отведено 34 000 кв. м — довольно скромно по портовым меркам. В центре HafenCity разместился жилой район Ueber-seequartier — 275 000 кв. м для апартаментов, коммерческой недвижимости и офисов. Большинство зданий приподняты на бетонных опорах: в районе бывшего порта у самой кромки небольшие затопления неизбежны. Кроме того, так удалось обеспечить непрерывность прогулочной зоны с парками, продуманной Бенедеттой Тальябуэ и Эриком Мираллесом. Самый старый склад Гамбургского порта — Kaispeicher B -стал архитектурным донором Гамбургского международного музея морского искусства. Десять этажей предоставляют выставочную площадь в 11 500 кв. м. Бережная реконструкция здания 1879 года уже завершилась, и музей принимает посетителей.

Поскольку HafenCity раскинулся на нескольких островах, огромную коммуникационную роль играют мосты. Характерно, что планировщиками продумана непрерывность пешеходных и велосипедных дорог, для которых построены отдельные мостики. Один из таких мостов (проект Von Gerkan, Marg and Partners совместно с Knippers Helbig, Structural Engineers) построен из стали без вертикальных опор и является чудом инженерной мысли. Мосты Museumsbruecke соединяют древности Морского музея с широким променадом вдоль современных зданий на противоположной стороне (площадь спроектировали Miralles Tagliabue EMBT) — так прошлое и будущее вступают в диалог. Смелое решение залить молодое вино в старые мехи оказалось успешным, и уже приносит в бюджет города звонкую монету. Довольны горожане и гости Гамбурга — HafenCity наглядно демонстрирует, что у архитектуры будущего человеческое измерение, смелый дизайн и уважительное отношение к истории и экологии.

Автор: nastya.miura

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *