• Чт. Апр 25th, 2024

Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник – Чуфут-Кале

Автор:Павел Красный

Сен 11, 2021

Происхождение названия

Примерно в VIII веке, караимы приняли иудейство. Когда пришли татары, из-за иудейской веры местных жителей, их воспринимали евреями. Именно татары дали название городу Чуфут-Кале или «Иудейская крепость». Спустя несколько столетий, они так и остались последователями ветхозаветной Библии, последователи которой полностью отрицают талмуд.

Но, Чуфут-Кале – это не единственное название поселение. Пожалуй, это единственный город Крыма, у которого есть несколько «имен».

В некоторых летописях, город называют Кырк-Йер – «Земля Рода Кырков». Другое наименование «Кырк-Ор», что в переводе переводится «сорок укреплений».

У арабского географа Альбуфреда, город значится как Джуфт-Кале или «двойная крепость». Возможно, что сохранившееся название является лишь искаженным «именем».

Некоторые историки уверены, что упоминающийся в летописях город Фуллы – это именно Чуфут-Кале. Известно, что Фуллы возвели в I веке, и он был пещерный, а возвели его именно аланы.

Где находится Чуфут-Кале

В двух-трех км от Бахчисарая, по направлению Старый город (Староселье). Невероятной красоты горное плато видно издалека.

Направляясь к этому городу можно посетить Свято-Успенский пещерный монастырь, а после продолжить подъем в горку мимо старого караимского кладбища и лотков с чаем и сувенирами.

История города Чуфут-Кале 

Возник он в VI веке, но в отличие от других крымских поселений подобного типа его основали не византийцы, а аланы, которых занесло на полуостров Великое переселение народов. Видимо они оценили фортификационные возможности столовой горы, почти плоская вершина которой с трех сторон окружена крутыми скалами.

Скорее всего большая часть жизни населения проходила внизу в ущельях, где они пасли скот. На скалу же поднимались лишь в случае опасности. Но когда на полуостров пришли хазары, крутые скалы их не спасли, и город попал под власть хазар, а заодно обзавелся названием Кырк-Ор, что означало сорок укреплений.

После завоевания Крыма монголо-татарами он на какое-то время стал их столицей, но потом была построена новая и татары потеряли интерес к пещерному городу. С середины XVII века он уже практически полностью населен караимами — небольшим тюркским народом исповедующим иудаизм. Но и они покинули Чуфут-Кале в середине XIX века.

Городище Чуфут-Кале занимает площадь 19 гектаров. Это несколько улиц с глубоко пробитыми в камне колеями, специальные бассейны для сбора дождевой воды, крепостные стены. Плюс многочисленные пещеры, которые в большинстве своем использовались вовсе не под жилье, а для подсобных нужд, в том числе и для содержания скота. Жилые комнаты были построены над ними. Сейчас от этих домов вдоль улиц сохранились одни руины, а то и просто груды камней, поросшие мхом.

История Джаныке-ханым, крымской Жанны Д’Арк

mavzoley

Мавзолей Джаныке-ханым (а на фото именно он) — это монументальное восьмигранное сооружение с высоким порталом. В глубине мавзолея, на ступенчатом возвышении — гробница с арабской вязью: «Это гробница знаменитой государыни Ненекеджан-ханым, дочери Тохтамыш-Хана, скончавшейся месяца рамазана 841 Хизры» (1437-38 г.). По принятой легенде Джаныке-ханым была начальницей тысячного гарнизона пещерного города и погибла, защищая город во время осады. На месте смерти дочери Тохтамыш-Хан воздвиг мавзолей.

Есть и реальная история этой женщины. В ней меньше патетики и лирики, но из неё больше понятно, чем эта женщина заслужила уважение к себе . И эта история такова.

Владелец Кырк-Ора, хан Киркельский Хаджибек, будучи вассалом Золотой орды, выдал свою дочку Тогайбек за золотоордынского хана Тохтамыша. Она стала его третьей женой, и от этого брака родилась Джаныке (Наныкеджан). Около 1397 г. Тохтамыш-Хан выдал юную дочь за эмира Белой Орды, основателя Ногайской Орды, Едыгея. Ему прочили большое будущее. Но Едыгей, надежда и опора Тохтамыша, предал любящего тестя, перейдя на сторону бывшего покровителя тестя, Тимура. В припадке ярости Тохтамыш убил не менее любимую Тогайбек, мать Джаныке.

Повзрослевшая Джаныке совершила в 1416 г. с пышной свитой паломничество в Мекку и стала известной персоной в мусульманском мире (да, ничего не меняется, друзья, под Луною: «засветись» вовремя в культовом месте —  и ты звезда, как говорится). В 1420 г. сын Тохтамыша и любимый брат Джаныке, Кады-Берды-Хан повёл войска через Итиль (Волгу) на Едыгея. Бой состоялся на р. Яик. Оба полководца не вернулись с поля боя.

Джаныке-ханым остаётся старшей в роду Тохтамыша, тем самым, возымев самостоятельность и политический вес, как сейчас сказали бы. Но она не стала бороться за власть в Орде, а, будучи правительницей Кырк-Ора, применила своё политическое влияние на то, чтобы Крымский улус Золотой Орды стал независимым государством. Не претендуя на власть, она дальновидно поддержала Хаджи- Гирея, ставшего основателем Крымского Ханства, родоначальником династии Гиреев, который и перенёс резиденцию из Солхата в Кырк-Ор. Здесь в столице новосозданного Крымского Ханства и скончалась Джаныке-Ханум в возрасте пятидесяти с лишним лет в 1437 г. Она была погребена с почестями великой государыни.

Вот эту историю мы и услышали в тишине сводов её мавзолея. Но наша туристическая группа никак не потревожила покой этой дамы: произведенными в 1940 году расчистками и вскрытием склепа установлено, что усыпальница не раз была разорена, поэтому захоронения в ней не обнаружено.

Вот тебе и роль личности в истории. И роль мусульманской жены в истории целого города. Так что, есть женщины в любых селениях…

А дождь меж тем стих. И мы отправились дальше исследовать Чуфут-Кале. Благо дорога, которая вела дальше, позволяла это сделать — над проезжей частью, по которой нёсся мутный поток, возвышался нормальный такой тротуар! Берите пример, мэры современных городов!

watermarked-trotuar

Вскоре перед нами нарисовалась арка. Это арка располагается в средней оборонительной стене.

watermarked-arka

Стена делит город на старый и новый. Ну понятно. что все это условно.

Справа опять видно какое то, хорошо сохранившееся строение. Это усадьба Фирковича. Товарищ Авраам Фиркович был известным караимским историком и археологом.

ya_u_steny

Фиркович жил тут до середины 19 века, ну а после него тут жил смотритель Чуфут-Кале.

Можно заглянуть за стену и там открывается вот такой замечательный вид.

vid_sverkhu

Ну, а настоящим сюрпризом этого дня стала для нас музыкальная пауза в одном из каменных подземелий:

v-peschere

Туда мы спустились всей группой, влекомые звуками нежной музыки… Казалось, будто это хитрый дух подземелья заманивает нас в свои владения. Но всё оказалось гораздо интереснее: в подземной комнате нас встретил симпатичный парень с необычной гитарой, из которой он и извлекал столь мелодичные звуки…

musicant

Акустика в помещении идеальная, как ни странно. Потому что вообще-то это подвал одного из зажиточных домов, хоть и с тремя окнами. Стоим как заворожённые, слушаем музыку, каждый думает о своём. Энергетика места проникает в мысли. Никакой суеты. Ничего лишнего в голове. Лишь думы о вечности…

Тем более, вид из окон этого самого подвала очень уж впечатляющий… Да и сам подвал немаленький такой, двухъярусный.

peschera

Сдаётся мне, не овощи с грядок здесь хранили…Прямо вот вижу явно: стоят вдоль стеночек сосуды с крымским вином, и ближе к вечеру, тихо улизнув от всех домочадцев, сидит тут хозяин дома с парой верных друзей и обсуждает последние городские новости…

Нагулявшись по подземельям, мы вылезли наверх.

vid_s_gory

По направлению к мавзолею шагала очередная туристическая группа (видимо, так же пережидали где-то дождь…) Ну, а мы попив горячего чаю с крымскими  травами из термоса, выдвигаемся в обратный путь, к Южным воротам.

А там нам навстречу попалась ещё и такая вот необычная группа «туристов»:

kozy

А вот эта парочка отстала от всех:

kozochka

Видимо задержались, делая «селфи» на фоне пещер)))

В общем, Чуфут-Кале нас впечатлил. Место, конечно, очень энергетически заряженное. Если б не привязка ко времени отъезда экскурсионного автобуса, мы бы побродили здесь подольше.

Теперь же путь наш лежал в Свято-Успенский пещерный монастырь.

Основные достопримечательности Чуфут-Кале

Помимо древних улиц, крепостных стен и ворот, многочисленных пещер и шикарных видов на окрестные долины вас ждут:

  1. Караимские кенассы XIV века.
  2. Мавзолей Дженике-Ханым, дочери хана Тохтамыша, XV века.
  3. Усадьба А.С.Фирковича, собирателя караимских рукописей.
  4. Колодец у крепости Чуфут-Кале — уникальное гидротехническое сооружение, которое переворачивает представление об уровне цивилизации, построившей пещерный город.

План города крепости Чуфут
Прогулка по пещерному городу, увлекательна в любое время года. Разве что проблемы могут возникнуть зимой, после дождя или снега — ноги скользят по камням, да и пронизывающие ветры в Бахчисарае не редкость. А также летом в самую жару — не каждый выдержит такую долгую экскурсию под палящим солнцем.

Достопримечательности Бахчисарая

Караимские кенасы Бахчисарая

Фото пещерного город Чуфут

Чуфут Кале, Крым

Чуфут-Кале в Бахчисарае

Пещерные города Крыма

Караимское кладбище

Статус самого мрачного места в Чуфут-Кале уже долгие годы принадлежит караимскому кладбищу или «Балта Тиймэз». Спрятанный в лесной чащи некрополь совсем не пользуется популярностью среди туристов. Оно и понятно. Согласитесь, не каждому захочется прогуляться вдоль пяти тысяч, по другой версии — десяти тысяч надгробий, самые древние из которых датированы XIII веком. Кроме разбросанных могильных плит здесь можно увидеть надписи на древнееврейском языке, цитаты из Библии, вековые дубы и памятник известному караимскому военному — Марку Тапсашару.

Свято-Успенский пещерный монастырь.

Итак, монастырь православный. Опять же несколько версий по поводу времени его основания существует. По одной версии, был основан на границе 8 и 9 века и практически был центром христианства в Крыму. В то время, Крым находился под татарским влиянием, христианам приходилось очень нелегко, их всячески притесняли, облагали огромными непосильными налогами. И они укрылись от этого притеснения в горных расщелинах. Затем на некоторое время монастырь прекратил свою деятельность, но в 14 веке возродился. Избежав разгрома во время турецкого вторжения, Успенский монастырь стал резиденцией митрополитов Готфских. Однако материальное положение монастыря было бедственным, что заставляло искать помощи у московских великих князей и царей. И с 15 века

Другие считают, сто монастырь появился где-то в 15 веке. Но как бы то ни было, Успенский монастырь был главным оплотом религиозной жизни православного населения Крыма, начиная с 15 и вплоть до 18 века. Он вполне успешно пережил русско-турецкие войны. В Крымской войне в 1854—1855 годы в кельях, доме паломников и других строениях монастыря размещался госпиталь. Умерших от ран хоронили на монастырском кладбище.

Но от советской власти он не спасся. Как гласят первоисточники, «в 1921 году монастырь был закрыт, имущество разграблено, монахи расстреляны». Уж кто бы сомневался… Во время Отечественной войны на территории Успенского монастыря разместили военный госпиталь, а после войны открыли самую настоящую психлечебницу. И только в 1993 году монастырь снова возродился.

Для того, чтобы увидеть сам монастырь, придётся немного потрудится — наверх идёт крутая лестница. Но зато вид оттуда открывается весьма достойный:

vid_iz_khrama

Фотографий внутри мы не делали, там это запрещено. Но я опишу. Внутри храм очень маленький. Народа много. Один поток идёт наверх, внутрь храма, другие вниз — на выход. Основное помещение храма невелико. Меня поразил потолок этого небольшого помещения: он каменный, и видно, что его усердно тесали, так как он весь испещрён каким-то специальным долотом. Прямо по центру, конечно, иконостас, а за ним алтарь. А если посмотреть направо, там есть небольшая комнатка, где находиться икона Матери Божией Бахчисарайской, называемая Панагией.

Туда люди заходили по очереди, молча стояли у иконы и молча выходили. И прямо здесь же, на выходе из комнатки, сидела шустрая бабуля и к каждому (!) человеку обращалась с просьбой о пожертвовании. Честно, меня это коробило. Сидела бы она молча, или где-то уже на спуске, и глядишь — было бы и не так …слово не могу подобрать нужное…Нарочито, что-ли… А так, человек выходит, погруженный в свои мысли, а тут ему поперёк дороги — дайте-подайте на храм! Меня как-то покоробила такая прямолинейность… Или я слишком чувствительная?

monastery

Вообще, меня больше впечатлил наружный вид монастыря. Нависающие каменные карнизы, иконы, нарисованные прямо на скалах…  Это была последняя точка съёмки. Делаем пару фоток ( а на большее у нас времени уже не остаётся). И отправляемся обратно на место парковки нашего автобуса.

Тут же расположена стоянка для многочисленных автомобилей, есть кафе и даже гостиница.

stoyanka

А у нас предусмотрительно заказан обед в одном из этих кафе. Который к нашему возвращению уже готов. Желаем себе приятного аппетита (а уж с этим у нас после 3-х часовой прогулки под дождиком проблем нет!) и принимаемся за еду

kushaem_v_bakhchisarae

Отправляемся в обратный путь сытые и довольные. Автобус плавно едет, гид рассказывает…Я проваливаюсь в сон.

В общем, подведём итог этой экскурсии. Чуфут-Кале однозначно стоит увидеть. Подъем в гору не такой уж страшный (мне после покорения краснополянских горных маршрутов он и вовсе показался лёгкой прогулкой), только вот с совсем маленькими детьми, наверно, не стоит туда лезть. Хотя дети тоже разные бывают…

Оборонительные сооружения Чуфут-Кале

Чуфут-Кале изначально строился как город-крепость, за стенами которого можно было укрыться во время набегов завоевателей. Именно поэтому строительству защитных сооружений уделялось много внимания. 

Как город защищался от нападавших

Примером прекрасной защиты от нападения извне является хорошо продуманная оборона южной стороны крепости, где и были расположены Малые ворота. Так как в город с этой стороны вела узкая извилистая тропа, нападавшие вынуждены были двигаться не широким фронтом, а узкой колонной. Огромная их часть гибла под градом стрел, выпущенных защитниками крепости, не успев даже приблизиться.
Те же, кто смог подойти к воротам, останавливались, так как открыть массивные створки извне можно было только с помощью тарана. Но применение этого приспособления было невозможно, так как прямо перед входом в город был крутой спуск и резкий поворот, так что разбежаться с тараном было негде.
Даже если каким-то чудесным образом штурмующие и попадали за ворота, они тут же оказывались в специально вырубленном в скале узком коридоре, где падали под градом камней, сброшенных защитниками крепости и стрел, выпущенных лучниками.

Ворота Кучук-Капу. Защита города с южной стороны

Другое название – южные Малые ворота. Еще они называются потайными или тайными, так как заметить их можно только в том случае, когда подойдешь к ним почти вплотную. Ворота состоят из двух массивных дубовых створок, для прочности обитых железом. Они расположены в южной оборонительной стене, построенной из необработанных кусков камня, скрепленных между собой известковым раствором. Ее ширина достигает одного метра, а высота в некоторых местах доходит до пяти. В верхней ее части находятся бойницы.

Средняя оборонительная стена. Ворота Орта-Капу

Датируется шестым-восьмым веками нашей эры. Разделяет Старый (аланский) город и Новый (караимский), который возник гораздо позже: в четырнадцатом — пятнадцатом веках, то есть, почти через тысячу лет после строительства стены.
Считается самым древним памятником Чуфут-Кале. В древности стена состояла из двух крепостных валов (куртин), в стыке которых располагались ворота Орта-Капу (средние ворота). Высота ее достигала семи-восьми метров, первоначальная толщина около четырех-пяти метров. В дальнейшем, после того как появилось огнестрельное оружие, стену нарастили в высоту до десяти метров.
В десяти-пятнадцати метрах от северной части крепостного вала располагался вырубленный в скале крепостной ров длиной более шестидесяти метров. Ширина его была около четырех, а глубина – не менее двух метров. Во время дождей ров наполнялся водой, которая стекала со всех окрестных возвышенностей по специальным, высеченным в скале желобкам.В северной части стены, возле самого обрыва располагалась вылазная калитка. Она была хорошо замаскирована и враги, штурмующие ворота, только в последние секунды замечали защитников, сделавших вылазку из крепости и напавших на штурмующих с фланга или со спины.

Восточная оборонительная стена

Длина Восточной оборонительной стены более 120 метров. В середине находится надвратная (расположенная над въездными воротами) башня, а у южного и северного ее окончаний, над самыми обрывами – две угловых. Строили ее караимы. Первые стены были возведены с 1396 по 1433 годы, затем стена много раз перестраивалась и даже передвигалась. Например, южная куртина была полностью разобрана и затем перенесена на пять метров.
Верхняя часть надвратной башни имеет амбразуру, оборудованную для стрельбы из пушки. До наших дней сохранились деревянные двустворчатые ворота, которые для прочности обиты широкими полосами железа.

Осадный колодец Чуфут-кале

Во время многочисленных осад города-крепости огромную роль для защитников играло снабжение водой. Чуфут-Кале – безводное место, обычно ее брали в окрестных источниках и доставляли на ослах. Но в периоды, когда город был осажден неприятелем, этот путь становился невозможен.
В самом конце двадцатого и начале двадцать первого веков было сделано сенсационное открытие: найден осадный колодец пещерного города, память о котором сохранилась в народных преданиях.
Вода в Чуфут-Кале всегда была привозной: ее возили из источников Карай-Чокрак и Гази-Мансур. Часть воды скапливалась в особых водосборных колодцах после дождей или таяния снега. Также в глубоких пещерах под войлоком и соломой прятали прессованный снег и лед, которые могли сохраниться под толстым слоем укрывного материала чуть ли не до следующей зимы.
Во время осады, когда доставка воды из источников была невозможна, жители города использовали целую систему гидротехнических сооружений. Осадный колодец как раз и был частью этой системы.  

Что еще посмотреть на Чуфут-Кале

Со стороны Восточных ворот, которые ведут в караимскую часть города, расположилась Иософатова долина.

А через дорогу, углубившись в лес, можно набрести на старинное караимское кладбище– место чрезвычайно атмосферное. В сумраке густых зарослей, без всяких троп и дорожек виднеются покосившиеся, целые и полуразрушенные надгробия, поросшие мягким изумрудным мхом.

Были в городе и ветряные мельницы, и банные комплексы, но они, к сожалению, не сохранились.

А вот вырубленные из камня бассейны для сбора дождевой воды, боевые и жилые пещерные помещения с вырубленными лестницами еще многие века будут напоминать о некогда существовавшем городе Чуфут-Кале.

Мусульманское кладбище

Информация для посещения

В город есть два входа: через Южные ворота по пешеходной тропе и через Верхние ворота, если будете добираться на джипах.

Из инфраструктуры здесь есть только туалет. Воду и перекус надо взять с собой, если планируете погулять подольше. В сезон по дороге к пещерному городу стоят палатки с сувенирами.

Если подниматься пешком, то можно по пути посетить Успенский монастырь.

Режим работы: ежедневно с 9.00 до 20.00.
Стоимость билетов: взрослый – 200 руб., детский – 100 руб.

Парковка наверху
Парковка наверху

Время работы

Время работы уникального пещерного комплекса зависит от сезона. Так, в осенне-весенний период парк может прекратить работу в случае возникновения сложных погодных условий. С октября по апрель: среда — воскресенье с 09.00 до 16.00. С мая по сентябрь: ежедневно с 09.00 до 17.00. Продажа билетов заканчивается за час до закрытия.

При посещении Чуфут-Кале обязательно нужно иметь при себе бутылку с водой (не менее 1,5 литров на человека), спортивную обувь и головной убор.

Стоимость посещения Чуфут-Кале

Вход на территорию мёртвого города платный. Стоимость билетов: взрослый — 200 рублей, для пенсионеров — 150 рублей, детский и студенческий (от 16 до 18 лет) — 100 рублей, дети до 16 лет проходят бесплатно. Экскурсионный билет оплачивается дополнительно — 100 рублей. 

Отдельное экскурсионное обслуживание (для группы до 10 человек) составляет 1500 рублей.

Как добраться

На общественном транспорте: вам нужна остановка «Староселье», а дальше придётся пройти пешком около 2,5 км вверх.

На машине: тот же ориентир, только после остановки у вас будет два варианта: дорогой и надёжный и недорогой, но рискованный.

Первый – оставить машину на парковке позади остановки, но перед этим договариваться с парковщиками. Крым пока ещё дикий в плане парковок, поэтому общественная территория поделена между прилегающими заведениями и считается, что вы можете встать здесь только в качестве клиента того или иного ресторана. В пик сезона выбирайте этот вариант.

Второй вариант годен для низкого сезона или для раннего утра – ехать дальше по указателям на Успенский монастырь и надеяться попасть на освободившееся место. Парковка там есть (машин на 15), но, учитывая количество желающих поехать (и не желающих идти), шансы невелики.

Из Бахчисарая можно заказать экскурсию в пещерный город на джипах.

Пешком

Если вы добираетесь самостоятельно, то сначала вам надо приобрести билет до Бахчисарая. Затем от автовокзала на автобусе №2 до остановки «Староселье».

Но можно воспользоваться и любым другим маршрутным транспортом, предварительно узнав, доедет ли он до этой остановки. От остановки идти не меньше часа.

Далее вас сориентируют указатели, да и дорога к Чуфут-Кале ведет одна. Как я уже говорил, на пути располагается пещерный мужской монастырь – место, которое покоряет даже нерелигиозных посетителей. Можно запланировать его посещение до или после экскурсии в Чуфут-Кале.

На транспорте

На машине от Бахчисарая до Чуфут-Кале 10-15 минут езды.

Вам надо двигаться по таким улицам: Жданова, Ленина, Скалистая. Либо иметь под рукой карту или же воспользоваться координатами для навигатора. Паркуете машину перед въездом на территорию Успенского монастыря и дальше 30-40 минут в горку в зависимости от ваших ТТХ.

Раньше парковка была платная, но сейчас тут какая-то саморганизация местных. Пускают бесплатно, но количество мест ограничено. Между участниками есть надежная связь по рации, так что вам все подскажут на месте.

Можно конечно воспользоваться услугами такси или местных автогидов, которые явно подкарауливают туристов в Бахчисарае на каждом углу.

Либо сразу напроситесь в экипаж к одному из профессиональных джипперов. Они отвезут вас более живописной дорогой через долину.

Дорога-ведующая-к-крепости

Внимание, совет! Не забудьте посмотреть обратное расписание из Бахчисарая, чтобы не опоздать на последний рейс!

Но если вдруг такое случилось, можете задержаться в этом городке, чтобы заглянуть и в другие пещерные города Бахчисарая – Мангуп-Кале, Эски-Кермен, Качи-Кальон и другие – читайте о них в моей статье «Топ 10 пещерных городов Крыма».

А также не пропустите и другую известную достопримечательность – Ханский дворец.

Кстати, жилье в Бахчисарае легко можно найти, здесь сдаются недорогие номера в гостевых домах, отелях, просто комнаты.

Пещерный город на горе

[spoiler title=»Источники»]

  • https://zametki-turista.com/rossiya-rossijskaya-federaciya/chufut-kale-peshhernyj-gorod.html
  • http://samivkrym.ru/chufut-kale-s-vidom-na-bahchisaraj.html
  • https://po-krymu.ru/peshhernyiy-gorod-chufut-kale.html
  • https://sochi-fornia.ru/pescherny-gorod-chufut-kale/
  • https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/bakhchysaray/castles/12417
  • https://www.paleo-tours.ru/chufut-kale-peshernyj-gorod
  • https://life-trip.ru/chufut-kale-v-krymu/

[/spoiler]