• Сб. Апр 20th, 2024

Смотрите, кто пришел. Российские компании, уже работающие в Крыму

Присоединение Крыма Россией стало для бизнеса монетой о двух сторонах. Некоторым крупным международным компаниям из России пока не хочется инвестировать в Крым из-за действующих международных санкций, но для большинства небольших компаний такие условия даже выгоднее. Многие фирмы уже начали работать на территории Крыма и Севастополя.

Какие проблемы встают перед бизнесом в нынешний переходный период? Некоторые крупные логистические компании и торговые сети сейчас просто не могут начать серьезную работу в регионе из-за отсутствия наземного сообщения. Даже в будущем для некоторых компаний будет дороже провозить товары по территории другой страны: накладные расходы на таможенное оформление и увеличение объемов документооборота вряд ли будет приятной «мелочью» для предпринимателей. Об интеграции Крыма в Российскую экономику в полном масштабе можно будет говорить после завершения строительства моста через Керченский пролив.

Компаниям, работающим в сфере коммуникаций, СМИ, предприятиям сферы обслуживания и туризма, напротив будет достаточно легко работать в республике, обладающей всеми необходимыми ресурсами для создания лучших в мире рекреационных курортов. Какие же компании уже увидели в Крыме новый, потенциально успешный и достаточно ликвидный рынок?

Мобильная связь

25 августа Минкомсвязи опубликовало на официальном сайте новое положение о регулировании отрасли связи в республике Крым. Согласно документу украинским компаниям разрешено работать на территории Крыма и Севастополя без перерегистрации до конца 2017 года, потом украинские лицензии нужно будет изменить. Российские компании МТС и Вымпел Телеком сейчас представлены в Крыму своими дочерними предприятиями, конечно же, Билайн и Мегафон не могут долго оставаться в стороне. Их приход в Крым является лишь вопросом времени. Для российских компаний сейчас очень удобное время для входа на телекоммуникационный рынок Крыма из-за наличия льгот по использованию радиочастотных диапазонов.

Конкуренция Билайна, Мегафона и МТС в России уже давно стала одним из ярчайших примеров жестокой конкуренции в медиа-пространстве. Рекламные ролики компаний пестрят спецэффектами, удивляют наличием приглашенных звезд разного калибра, их корпоративный стиль легко узнаваем. Тотальная доминирование этих трех компаний на территории Крыма неизбежна. Пока же компания МТС не спешит переоформлять своих «дочек», гражданство у дочерних предприятий все еще украинское. В связи с этим 1 октября прекратила работу украинское подразделение компании «ТриМоб», которое обеспечивало сервисом Севастополь и Крым. «МТС Украина» в лице «Укртелеком» сворачивает деятельность в Украине, МТС нужно срочно искать способы возобновления своего присутствия в регионе, если компания не хочет отстать от фирмы «Вымпелком» («Билайн»). Последняя перевела большую часть своих абонентов на сеть «Астеликт» («Life») еще в августе, столкнувшейся с проблемами дочерних предприятий в Украине намного раньше своих конкурентов.

Оглядывается на деятельность других компаний и гигант «Мегафон». 1 октября текущего года предприятие снизило тарифы для абонентов в роуминге на территории Крыма до внутрироссийских. Это уже показательный шаг крупнейшей мобильной сети в России. Еще в начале лета руководство работало по международным тарифам, что вызывало возмущение у абонентов сети, которые, юридически, находились на территории своей страны.

Энергетика и строительство

Государственный холдинг «Россети» был на передовой энергетического снабжения нового субъекта Российской Федерации с начала лета. Сейчас Крым находится под угрозой полной энергетической блокады, но компания уже предоставляет руководству республики мобильные электростанции с суммарной мощностью более 311 МВт. Скорее всего дочернее предприятие Россетей будет одним из первых энергетических компаний, работающих на территории Крыма и Севастополя.

Холдинг объявил о своем желании первыми закрепиться на территории Севастополя и Крыма еще 24 марта. Олег Бударгин, руководитель компании, заявил об этом в своем сообщению агентству ИТАР-ТАСС. Он сообщил прессе о намерении своей компании открыть дочернее предприятие в Крыму до конца этого года. Именно «Россети» станут фундаментом для энергетической инфраструктуры нового региона. Дмитрий Козак, вице-премьер РФ, еще в начале лета заявил о том, что государство инициирует строительство двух крупных электростанций, работающих на газу. Одним из основных инвесторов пока заявлен именно госхолдинг «Россети».

Заниматься строительством, в том числе энергетической инфраструктуры, будет дочернее предприятие холдинга «Стройгазмонтаж» — ООО «СГМ-Таврия», зарегистрированное в городе Симферополь. Это крупный представитель строительной отрасли России, который будет флагманом строительной индустрии республики в ближайшие несколько лет. Аркадий и Борис Ротенберги в лице холдинга владеют 60% акций компании «СГМ-Таврия», 25% акций принадлежат Ольге Стефанович, голос в руководстве будет иметь и Эдита Васютина со своими 10%. На данный момент компания планирует частичную реконструкцию «Артека», в дальнейшем компания расширит свое присутствие в регионе.

ОАО «Группа Компаний «АРС» вздохнет свободнее. Это представительство одного из крупнейших в России инвестиционно-строительных холдингов уже давно работает на территории республики Крым, но теперь корпоративные задачи выполнять будет намного легче. Об этом говорили руководители подразделений во время встречи представительной делегации холдинга и предствителей кабинета министров республики в начале сентября. У корпорации огромные планы по развитию жилого фонда в республике, которые поддерживает и администрация города Керчь в лице И.О. главы администрации Романова Р.Ю.

Александр Дубовенко, руководитель корпорации Good Wood, которая преимущественно занимается строительством летних коттеджей и бюджетных частных домовладений, заявил о намерении холдинга вложить в развитие своего бизнеса в Крыму более 20 млн USD. Компания планирует начало строительства сразу 3 коттеджных поселений уже в начале следующего года. На инфраструктуру подразделения уйдет порядка 800 тысяч USD. Открывать свою «дочку» будут в городе Ялта, где уже активно работают представители компании.

В целом перспективы нового рынка выглядят радужными. Девелоперы стягиваются в регион со всей России. Жилой фонд республики нуждается в реконструкции и увеличении, многие социальные и промышленные объекты нуждаются в ремонте, целые города и поселки требуют переосмысления инфраструктуры. Наличие такого большого количества энергетиков и строителей в регионе будет критически важным для развития Крыма.

Транспортная инфраструктура

Украина перекрыла все наземные коммуникации с республикой, мост через Керченский пролив будет построен лишь через несколько лет. Первым оператором авиаперелетов, который работает на территории республики, стала компания ОАО «Оренбургские авиалинии», которая сейчас запустила несколько рейсов из Москвы в Симферополь. Вылет осуществляется из аэропорта Домодедово. Наличие в Симферополе крупного международного аэропорта позволяет рассчитывать на скорейший приход других участников авиационного рынка в республику в ближайшем будущем.

Многие транспортные компании сейчас занимаются расширением своего бизнеса с учетом появления клиентов в новом регионе России. До начала осени многие компании проводили предварительные исследования аудитории, ждали новостей от таможенников. Нежелание Украины пропускать наземный транспорт для кого-то было железобетонной преградой, а кому-то лишь пошло «на руку». Одной из компаний, которая сейчас активно продвигает свои услуги по доставке сборных грузов в Крым и Севастополь через филиал в Краснодарском крае, является фирма «Скиф-Карго». Компания обеспечивает доставку грузов еженедельно. Компания объявила о новой услуге еще в июле текущего года и уже выполнила достаточно много заказов.

Транспортная компания «АКВАМАРИН ТРАНС» открыла свой филиал в Феодосии еще в начале мая 2014 года. Фирма оперативно отреагировала на появление нового рынка и не стала «тянуть кота за хвост». Услуги по контейнерным перевозкам и доставке сборных грузов пользовались популярностью и раньше, но стоимость услуг из-за международного таможенного оформления была высокой для потребителя. С интеграцией Крыма в Российское правовое таможенное поле доставка требует оформления меньшего количества документов.

О приходе в Крым компании ОАО РЖД пока говорить не приходится. Компания предлагает своим клиентам услугу «Единый билет». Пассажиры начинают путь на железной дороге до станции Краснодар, оттуда отправляются в порт «Кавказ» на автобусе, переправляются через пролив на пароме и вновь едут на поезде до Симферополя. ГП «Крымская Железная Дорога» предлагает похожий маршрут. Сейчас у ОАО «РЖД» есть другие приоритеты, на балансе предприятия находятся санатории «Мрия», «Лучистый», «Львовский железнодорожник», «Феодосия» и «Санаторий им. Гагарина» в Евпатории. Для компании развитие этих объектов будет крупным финансовым вложением.

Банковская инфраструктура

Финансовая сфера пока является наиболее рискованной для инвестиций. Международные финансовые организации и многие страны не признают Крым территорией России, а потому для большинства действительно крупных банков путь в республику пока закрыт. Правительство России было вынуждено играть активную роль в восстановлении финансовой инфраструктуры Крыма и Севастополя. В начале сентября ЦБ РФ выдало две лицензии крымским банкам. Черноморский банк развития и Севастопольский морской банк будут играть значительную роль в страховой сфере, помогут другим компаниям быстрее освоиться в новом регионе.

Сбербанк и некоторые другие крупные игроки свернули свои представительства, офисы отошли преимущественно РНБК. Российский Национальный Коммерческий Банк столкнулся с неожиданными проблемами в самом начале работы: количество вкладов из-за завершения работы других банков просто невообразимое. Оборот банка в республике вырос в 1000 раз всего лишь за один квартал с начала работы отделений. Приток средств сложно контролировать и выгодно размещать. На данный момент банк терпит убытки, но это временное явление. Сейчас компания уже открыла 275 офисов, разместила на территории республики 234 банкомата.

Ликвидность средств вообще стала большой проблемой для банков. Населению бояться нечего, но банкам просто некуда инвестировать такие огромные средства. Денежная масса «зависла» на балансе банков, доходы отстают от расходов. Правда, связано это с наличием большого количества наличных средств у населения, объем которых все же снижается вместе с увеличением активов банков. Проблема чрезмерной ликвидности средств может сохранить свою актуальность и в следующем году, но приход большего количества игроков и появление новых инвестиционных проектов может ее решить.

В Крыму сейчас работает порядка 20 российских банков, для которых «вес» крымского рынка является большим аргументом по сравнению с международными санкциями и потенциальным прекращением соответствующей деятельности. Всего банками установлено более 300 банкоматов, вновь начата работа с пластиковыми картами ПРО100, Union Pay, Visa и Mastercard. Санкции не испугали и банк «Россия», который входит в первую «сотню» банков РФ и уже успешно вошел в крымскую финансовую среду.

Смотрите, кто пришел. Российские компании, уже работающие в Крыму

Перспективы бизнеса в Крыму

Российские компании, которым приходится занимать места украинских предприятий, пока не сталкиваются с серьезными проблемами. Рынок новый, ликвидность капиталов высокая, есть широкое поле для развития.

Наибольшую выгоду в немедленном выходе на рынки видят строительные компании и девелоперы, которые сейчас могут выкупить наиболее выгодные для строительства участки, начать работу с государственными тендерами.

Если рынок сохранит свою динамику, то вместе с развитием транспортной и финансовой инфраструктуры в республику потянутся и крупные компании сферы обслуживания, туризма и торговли. Многие крупные сети супермаркетов и торговые фирмы сейчас просто не могут конкурировать с местными предприятиями из-за дорогой логистики, но эта проблема уже сейчас решается на государственном уровне.

Автор: nastya.miura

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *