• Вт. Апр 16th, 2024

Почему в Крыму практически невозможно присоединение земель. Перспективы территориального планирования земель

Автор:nastya.miura

Янв 11, 2015 #Крым

Развитие республики Крым невозможно без правильного территориального планирования земель. По сообщению В. Константинова, бывшего руководителя АРК Верховной Рады Украины, на 2010 год в Крыму было более 300 километров береговой целины. Присоединение новых территорий к региону более невозможно: с одной стороны море, с другой — территория чужого государства, Украины. Грамотное использование имеющейся территории является ключом к стабильному прогрессу Крыма. В интервью Константинова большое внимание было уделено именно возможности извлечь максимальную выгоду от работы с прибрежными районами, которые сейчас не освоены.

Рекреационные богатства региона и курортный потенциал не реализованы на должном уровне. Остаточные импульсы со времен СССР были угнетены слабым финансированием и отсутствием инициативы у украинского правительства, которое не занималось дотированием курортного и гостиничного бизнеса. На данный момент многие прибрежные территории с огромным рекреационным потенциалом не используются.

Площадь региона — 27 000 кв. километров. Это в три раза меньше площади Краснодарского края, но при этом протяженность береговой линии Крыма — 980 км, что всего лишь в два раза меньше по сравнению с Кубанью. Сельскохозяйственных угодий в Крыму меньше, транспортная инфраструктура развита относительно слабо, есть и другие проблемы с эксплуатацией внутренних земель региона. Основное внимание сейчас нужно уделить именно разработке потенциально доходных прибрежных территорий.

Крым представляет из себя самодостаточный с многих точек зрения регион, здесь отличные условия для развития курортного бизнеса, компактное размещение элементов инфраструктуры позволит сэкономить огромное пространство для сельскохозяйственной и лесохозяйственной деятельности. Земля есть. Главное — правильно ею распорядиться. Впрочем, до компактизации инфраструктуры еще далеко, сейчас есть более важные насущные проблемы.

Спорные территории и трудное наследие

Крым представляет из себя сложный Гордиев узел, в котором переплелись интересы двух, когда-то братских, государств. Речь идет, к примеру, о правах собственности на небольшой остров рядом с Керчью — Тузла. Он находится в территориальных водах, которые по договору между Россией и Украиной от 12 июля 2012 года считаются общими. Вопрос территориальной принадлежности островка не решен до сих пор. Можно ли использовать эту землю? Жителей на острове нет, мало кто хочет жить на небольшом куске земли, которая никому, по большому счету, не нужна. Есть и некоторые другие мелкие споры по поводу земли, которые разрешить до стабилизации обстановки в Украине не выйдет.

Кроме огромного количества разногласий есть и проблемы более приземленные. Инфраструктура региона во многом зависела от Украины, часть важных транспортных узлов осталась в теперь уже чужом государстве. Наземной связи с Россией нет, организовать нормальное снабжение региона достаточно трудно. Запутанная и устаревшая транспортная сеть и неясности в принадлежности спорных участков земли — это наследие советского периода, которое в нынешний переходный период становится для региона тяжкой ношей. Возможно ли эффективное территориальное планирование в регионе с тысячами километров автомобильных дорог, находящихся в ужасном состоянии?

В марте 2014 года Дмитрий Медведев говорил о необходимости модернизации транспортной инфраструктуры. В Крыму более 6 тысяч километров автодорог, которые сильно устарели. При этом в упадке находится и портовая инфраструктура, без которой эффективное сообщение (пассажирское и грузовое) невозможно. Эксперты оценивают необходимые инвестиции в размере 90-120 млрд рублей. Такая сумма позволит привести все дороги в порядок и удостовериться в том, что Крым имеет стабильную и независимую от соседей дорожную сеть.

Сами дороги также упираются в проблему с землей, собственностью и, в прямом смысле этого слова, в море. Керчь — это важный транспортный узел, а пролив между Крымом и Россией является жизненно важным для сообщения между регионами. По договору от 12 июля 2012 года Россия и Украина совместно используют пролив, но это утверждение в нынешних геополитических условиях звучит неубедительно. Украина, естественно, недовольна желанием большого соседа начать строительство моста, но и сделать по этому поводу ничего не может. Новых договоренностью между странами нет.

Недостаточное количество земли и отсутствие связи по суше с Россией — это основные проблемы, которые сейчас стоят перед Крымом. Для автономного существования в регионе нет крепкого независимого сельского хозяйства, а без торговли с материковой Россией у экономики нет шансов на выживание.

Борьба с недостатками региона

Сельское хозяйство региона нельзя назвать упадочным, но и говорить об эффективности тоже не приходится. В 2012 году правительство Украины разработало программу развития виноградников Крыма, планировалось увеличение площади под виноградники. На тот момент общая площадь их составляла порядка полутора тысяч га. Чиновники хотели увеличить этот показатель до двух с половиной тысяч. При этом многие эксперты сомневались в необходимости расширения посадочных полей — почва в регионе неплодородная. Намного более продуктивным решением стала бы борьба с ветровой эрозией, которая превращает многие поля в пустыни.

Проблемой является и достаточно непредсказуемый климат. В 2011 году морозы были неожиданно сильными, пострадало до 30% виноградников, а недобор составил почти 35 тысяч тонн. В сентябре 2014 года в Симферополе состоялось рабочее заседание крымского Госсовета. Работникам академии наук было поручено разработать новую программу борьбы с ветровой эрозией. Земли в регионе мало, нужно использовать имеющуюся территорию наилучшим образом.

Людмила Радченко, член-корреспондент КАН, сообщила, что для борьбы с эрозией необходимо восстанавливать лесополосы. Сейчас в Сакском районе уже ведутся работы по насаждению деревьев. В сообщении прессе доктор сельскохозяйственных наук Владимир Паштецкий (один из кураторов программы) сообщил, что оптимальной площадью лесных насаждений будет 4% (в идеал — 5%) от всего Крыма. Сейчас этот показатель едва превышает 1%. Ресурсы у региона есть, необходимо приложить усилия для восстановления лесов, тогда решать проблемы с урожайностью можно будет не за счет присоединения и увеличения полей, но за счет более эффективного их использования.

Другой большой проблемой для региона является недостаток питьевой воды. На территории региона есть всего несколько крупных пресных масс воды, а подпочвенные воды имеют определенный ресурс. Решить эту проблему в одночасье выйдет едва ли. Здесь проблема с недостатком территории уже более явственная: будь в Крыму больше рек и озер, регион мог бы и не беспокоиться о недостатке воды. С другой стороны, это тоже является проблемой инфраструктурной. Во многих регионах мира питьевой воды недостаточно, но вопрос решается путем строительства оросительных каналов и создания водохранилищ. Конечно же, нужно прилагать большие усилия к сохранению уже имеющихся запасов.

Планы и перспективы планирования

Территориальное планирование — это совокупность мероприятий по планированию размещения объектов капитального строительства и использования земельных угодий. В Крыму огромное количество зон с особыми условиями эксплуатации, есть множество уникальных заповедников. При этом недостаток площади и отсутствие эффективной инфраструктуры также дает государству пищу для размышлений. 14 августа 2014 года кабинет министров РФ выпустил постановление №803 — это первый шаг на пути к модернизации региона. В документе изложены намерения правительства построить несколько важных транспортных узлов, обновить дороги, создать и модернизировать медицинские учреждения и учебные заведения.

Председатель Правительства РФ Д. Медведев подписал это важное постановление, которое определяет направление работы специалистов в области подготовки схем территориального планирования в новых регионах РФ, республике Крым и городе федерального значения Севастополе. Основные краеугольные точки постановления касаются железнодорожного, трубопроводного, водного, морского и воздушного транспорта. Наладить сообщение с регионом, позволить бизнесу развивать уже имеющиеся земли, улучшить состояние почвы — задач перед государством стоит много, но территориальное планирование позволяет упорядочить эти процессы, наметить цели и задачи.

Минрегион выступил заказчиком по проекту, а исполнителем будет ОАО «Гипрогор» (Российский институт градостроительства и инвестиционного развития). Финансированием разработки будет заниматься федеральный бюджет, а сама схема должна быть разработана до 1 декабря текущего года. Согласно постановлению, схема должна учитывать необходимость размещения в республике объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.

Почему в Крыму практически невозможно присоединение земель. Перспективы территориального планирования земель

Большим плюсом от разработки схемы территориального планирования станет оптимизация работы исполнительной власти. Возможность объединения задач разных государственных органов власти в одном документе позволит использовать территорию региона с максимальной выгодой для жителей региона. Если власть будет функционировать без проблем и проволочек, то у Крыма появится намного больше инструментов для решения насущных проблем. Тогда и думать о присоединении новых земель не будет нужным — земли много, нужно только использовать ее с умом.

Автор: nastya.miura

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *