• Пт. Апр 19th, 2024

Аэропорт Бельбек — аэропорт двойного назначения

Автор:nastya.miura

Янв 11, 2015 #Севастополь

Аэропорт Бельбек, названный в честь небольшой реки рядом с Севастополем, начал свою историю как военный аэродром в 1941 году. Удобное географическое положение и возможность для использования несколько грунтовых взлетно-посадочных полос сделали Бельбек очень важной стратегической точкой. Севастополь всегда выполнял функции сугубо военного города, после окончания Великой Отечественной войны аэропорт модернизировали под военные нужды, здесь проходили тренировки многие космонавты, испытывались самолеты, размещался истребительный авиаполк. Знаменитые на весь мир МИГ-29 базируются на аэродроме с 2010 года.

В 1980 году ВПП была еще раз реконструирована. Расширенная полоса позволила встречать среднемагистральные самолеты и использовать аэродром в гражданских целях. В 2002 произвели реструктуризацию, было создано общество с ограниченной ответственностью «Аэропорт Бельбек», в том же году он стал международными воротами Крыма. С 2000 года предприятие постоянно расширялось, были привлечены владельцы самолетов для осуществления пассажирских перевозок, заработали первые международные рейсы.

На сегодняшний день Бельбек является важным опорным пунктом российской армии и при этом сохраняет свою значимость в качестве гражданского аэропорта международного значения. Трудно переоценить потенциал этого объекта в ближайшем будущем, в условиях, когда Крым пока фактически отрезан от остальной России. Огромная нагрузка сейчас ляжет именно на этот аэропорт, морские порты.

Значение Бельбека на фоне падения Донецка

Сразу же после перехода Крыма в состав России Украина потеряла несколько важных транспортных узлов — аэропорты Симферополя и Севастополя. Был немедленно введен запрет на перелеты из Украины в Крым. Для крымчан это не стало большой проблемой, пассажирский поток Симферополя увеличился вдвое и составил 2 млн пассажиров к августу этого года. Жителям региона больше проблем доставляет отсутствие наземного сообщения с остальной Россией. Воздушные же пути никакого особенного давления не испытывают, Симферополь может принимать среднемагистральные самолеты, скоро будет перестроен и Бельбек.

В Украине же не работает аэропорт Донецка, воздушные ворота Киева испытывают пассажирский голод, «Турецкие Авиалинии» сейчас открывают огромное количество маршрутов, которые сильно теснят украинских перевозчиков. Военное положение на Украине не будет вечным, в определенный момент воздушное сообщение с Россией и Крымом будет возобновлено. Процесс примирения может занять год или два десятка лет, но он неизбежен. Тогда важным вопросом будет то, чьи воздушные врата будут более современными, технологичными и удобными для международных перевозчиков, кто предложит больше маршрутов.

Севастополь уже сейчас становится важным звеном всей российской транспортной инфраструктуры. Смотреть надо в будущее. У Бельбека есть все перспективы для превращения в крупный воздушный узел. Площадь для застройки и расширения ВПП есть, рядом расположен крупный морской порт, когда построят мост через Керченский пролив, появится и наземное сообщение с Краснодарским краем. Курортный потенциал региона просто огромен, а потому наличие просторного аэропорта с хорошей пропускной способностью — это привлекательная инвестиция.

О потенциале Бельбека в качестве пассажирского терминала международного значения необходимо говорить в разрезе конкурентоспособности объекта по отношению к другим аэродромам. Это прозвучит цинично, но трагедия донецкого аэропорта «на руку» севастопольскому и симферопольскому. Оба этих аэропорта для России являются важными стратегическими точками, которые интересны с финансовой стороны. Инвестиции в них могут окупиться сторицей.

Пропускная способность Симферополя — 5 млн пассажиров (рекорд 1995 года), через Бельбек за пятилетку с 2002 по 2007 было проведено порядка 4 тысяч авиарейсов. Для федеральной программы социально-экономического развития республики Крым этого явно недостаточно. Согласно этому проекту в 2020 году курортно-рекреационный сектор Крыма сможет принимать более 10 млн туристов в год, с учетом объемных перевозок внутри страны, 5-6 млн пассажиров в год — это скромный показатель. Бельбек нуждается во внимании со стороны властей и частного бизнеса. У него уже сейчас есть солидный и привлекательный инвестиционный портфель.

ГУП Аэропорт Севастополь

В конце октября Правительство Российской Федерации в лице премьер-министра дало понять, что интерес России к транспортной инфраструктуре Крыма не угасает ни на секунду. Распоряжение правительства от 25.10.2014 года касается размещения на территории аэропорта Бельбек самолетов компании ГУП «Аэропорт Севастополь». На это предприятие ляжет обязанность по организации стабильного воздушно-транспортного сообщения между Крымом и остальной Россией. Компания сейчас проходит завершающие стадии реструктуризации, будет назначено новое начальство, появятся новые воздушные суда.

Этот шаг является логичным движением навстречу идее расширения пропускной способности Бельбека. Губернатор Севастополя Сергей Меняйло всего несколько недель назад говорил о том, что ВПП аэропорта обновлено. Армобетон освежили, оборудование модернизировали. Конечно, нагрузку от большого количества среднемагистральных самолетов аэродром не выдержит, терминальные мощности не те, но принимать небольшие гражданские воздушные суда ему будет относительно легко. Долгое время Бельбек был преимущественно военным аэропортом, который время от времени принимал чартерные рейсы, самолеты, следующие из Москвы (рейсы были организованы компанией «Днеправиа»).

Компания ГУП «Аэропорт Севастополь» организована не просто так. Среди задач руководства предприятия не только создание транспортной связи между регионами, но и модернизация мощностей самого Бельбека. Пропускная способность терминала составляет всего лишь 100 человек в час. Эту цифру можно увеличить без значительных реконструкцией, простого обновления оборудования будет достаточно. ВПП также требует определенного внимания. Длина полосы 3 км, что даже несколько больше необходимой для принятия среднемагистральных самолетов, но покрытие может не выдержать. Закрывать ее на реконструкцию сейчас нельзя — гражданам нужно как-то летать в Россию и другие страны мира. Перестройка будет проведена позже и недавнее решение Правительства лишь свидетельствует в пользу этого предположения.

Военно-стратегическое использование

Инвестировать в Бельбек будет и частный бизнес, и государство. Для России этот аэропорт играет важную роль не только в гражданской транспортной сети, но и в оборонной инфраструктуре. Бельбек всегда был преимущественно военной базой, теперь ему предстоит принять у себя 27-ю смешанную авиадивизию, которая сейчас формируется из других военных подразделений ВВС России. Именно это формирование будет представляет военно-воздушные силы РФ на полуострове. Напомним, что ранее в Севастополе базировался истребительный полк, который состоял только из МИГ-29. Авиадивизия же будет включать в себя бомбардировщики, вертолеты, транспорт, разведывательные беспилотники, штурмовики и истребители.

Разнообразие военной техники, которая будет в распоряжении командования дивизии, говорит о том, что эта военная база — это долгосрочный стратегический проект. Окончательная заявка на Крым и свое полное владение этим полуостровом. Судя по всему, аэродром будет полноценной многофункциональной военной базой, которая сможет выполнять оборонные и нападающие задачи. Именно для этого и формируется межвидовая дивизия.

Бельбек служит не только основной площадкой для размещения военно-воздушной техники, но и оперативным штабом командования дивизии. Вертолеты Ка-27 и Ка-29, «тридцатые сушки», «охотники за лодками» Ту-142 и Ил-38, они будут размещаться не только в Бельбеке — в Крыму есть более дюжины ВПП без терминалов, способные принимать у себя военные воздушные суда.

Важный элемент транспортной инфраструктуры

С 28 октября аэропорт вошел в перечень объектов для совместного базирования гражданских воздушных судов. О планах военных на этот объект уже давно говорили то тут, то там, а потому объявление о создании нового военного смешанного подразделения с базированием в Бельбеке никого не удивило. Эти два шага делают аэропорт очень важным объектом двойного государственного значения. Это опорный элемент формирующейся согласно плану территориального развития транспортной инфраструктуры. С другой стороны, отсюда военные будут руководить учениями и вести важную разведывательную деятельность.

Крым станет новым форпостом государства на Западе. Для развития этого удаленного региона нужны ресурсы, деньги, условия для быстрой транспортировки ресурсов и обеспечения нормального сообщения между регионами. Все это может обеспечить Бельбек, если государство уже сейчас начнет инвестировать в него.

Выше уже говорилось о том, насколько важно расширение транспортного потенциала региона для санаторно-курортного комплекса, который является вопросом жизни и смерти для всей экономики Крыма. Если не будет современного аэропорта, то и люди на отдых не потянутся. Если не построить современные ВПП, то международные перевозчики с выгодными тарифами не придут, а значит и туристов со всего мира будет очень мало.

Все эти проблемы тесно взаимосвязаны. Деятельность Правительства РФ в отношении Бельбека должна быть симметричной — нужно направлять усилия на оба аспекта: обеспечить «оборонку» добротной и хорошо оснащенной военной базой; предоставить гражданам больше опций для путешествий и открыть дорогу иностранным туристам.

Аэропорт Бельбек — аэропорт двойного назначения

Автор: nastya.miura

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *